Две ипостаси

Две ипостаси

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, какова природа Шри Адвайты Ачарьи. 

Ученик: Как возможно, что Адвайта Ачарья является одновременно Махавишну и Садашивой?

Шрила Шридхар Махарадж: Садашива и Махавишну близки, в смысле Своей природы. Шива представляет джива-таттву как целое. Если всю джива-таттву представить символически, то это будет Шива, и Шива обладает двойственной природой: Он способен «адаптироваться» к двум измерениям бытия. С одной стороны, Он способен эксплуатировать мир ложных представлений; с другой стороны, Он служит миру реальности, и тогда Он зовётся Садашивой. Садашива – это изначальный образ Шивы, Его ипостась, пребывающая в Шивалоке.

Здесь, в мире материи, Шиве доверена роль «старшего помощника», призванного служить в этом бренном мире, мире ложных представлений. Это значит, что Нараян входит в материальную сферу в аспекте Шивы, в качестве личности, осуществляющей вышеназванную функцию, и «манипулирует» реалиями мира материи в качестве Шивы. Таким образом, если мы станем рассматривать личность «манипулятора», источник вдохновения, стоящий за этой деятельностью, и попытаемся понять, посредством кого эта деятельность осуществляется, то обнаружим личность Шивы. Махавишну «делегирует» Свои полномочия Шиве. Шива – это вечный «пост», обладатель которого ведает всеми делами мироздания, всей брахманды, то есть аспекта реальности, в котором преобладают заблуждения. Шива занимает вечное положение «чиновника», уполномоченного Вишну править миром материи. Рассматривая глубинное предназначение Шивы, мы видим, что Махавишну использует Его в своих целях, в качестве высшего символа этого майического мира, совокупности джив.

Всякий раз, когда, в пору моего пребывания в Южной Индии, в Мадрасе, ко мне обращались местные жители с вопросом: «Кто более велик – Шива или Вишну?», то я имел обыкновение указывать им на то обстоятельство, что Шива занят поиском: Он совершает аскезы и ищет истину. Это означает, что Он не полон в Себе, не Самодостаточен. Но Вишну всегда полон в Себе. В целом, Вишну-аватар полон в Себе и не стремится к прогрессу, к цели, высшей по отношению к Нему. Природа же Шивы такова, что Он ищет, вопрошает и совершает аскезы с целью достижения Своих целей. Таким образом, Он испытывает нужду, и прилагает максимум усилий к тому, чтобы избавиться от этого состояния несовершенства, но Нараян свободен от подобной тенденции. Он удовлетворён. Он полон в Себе, и, в целом, мы также видим, что когда возникают неразрешимые трудности, то Нараяна является, чтобы их разрешить. Таково Его положение. Он Само-удовлетворён, и является источником окончательного решения всех сложных вопросов, которые не могут быть решены никем другим.

Источник

Произнесено 19 февраля 1982. 

, ,

Возврат к списку