Поклонение Божеству и идолопоклонство Часть Первая

Поклонение Божеству и идолопоклонство Часть Первая

Шрила Бхакти Винод Тхакур всесторонне рассматривает данный предмет.

Поклонение Божеству и Идолопоклонство

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Винод Тхакур


Перевод на английский бенгальской статьи 

«Шри-Мурти-сева о Пауталиката», 

опубликованной в журнале «Гаудия»


Форма, Качества и Игры Верховного Господа, в совокупности своей, образуют Его природу. Если мы говорим, что Он «бесформен», то тем самым мы отрицаем Его вечную, духовную, полную сознания и радости, форму. Он бесформен, поскольку у Него нет материальной формы; Его качества непостижимы.¹ Если мы говорим, что Он всего лишь вездесущ, тогда мы говорим, что Его качества ограничены. Хотя размеры Его тела подобны человеческим, Он одновременно присутствует, во всей Своей полноте, повсюду – это Его качество уникально и непостижимо.

Если мы утверждаем, что Он безличен (не имеет природы личности), то мы приписываем Ему одно-единственное качество (отсутствие личностной природы), и, в результате, полагаем, что Он ограничен. Если мы говорим, что Он одновременно обладает личностной и не личностной природой, то мы признаём Его уникальность и непостижимость. «Он творит все живые существа в чревах их матерей, и посредством их далее развивает обитель радости, то есть, этот мир; Он дарит живым существам счастье в той мере, в которой они совершают действия, Его радующие» – если мы говорим, что Он создал мир и всех живых существ соответственно этой модели, то подобное утверждение противоречит идее Его непостижимых Игр.

Если бы всемогущий Господь, каждое желание которого осуществляется, пожелал бы, чтобы мир трансформировался из своего нынешнего состояния и стал свободным от всех изъянов, тогда просто благодаря Его желанию мир немедленно стал бы таким. «Так, в известной мере, и сталось, и Он завершит эту работу посредством душ в этом мире» – люди, так мыслящие, полагают Господа ограниченным, подобным не слишком искусному в своём ремесле золотых дел мастеру, кузнецу или плотнику.

Из-за этих несостоятельных и непоследовательных заключений, многочисленные представления, высоко чтимые людьми неблагородными (не арьянами), распространились по миру. Хотя Господь, во всех отношениях, един, Он принимает разные обличья – согласно качествам душ, Его наблюдающих. Отрицание единичности Господа, основанное на чьей-то, сугубо личной на Него точке зрения, также противоречит Его природе верховного владыки. Хотя Он не может быть сокрыт тьмой, Господь лучезарно проявляет Себя как Божество в процессе практики преданности; это деяние Его непостижимой энергии.

Служение этому лучезарно проявленному Божеству есть уместное занятие в жизни преданного. Люди, его отвергающие, считают, что Абсолют (Брахма) бесформен, и не является, в смысле Своей глубинной и  изначальной природы, личностью, и создают, поклоняясь ей, ложную форму, с целью достичь бесформенного Брахмы, являются откровенными идолопоклонниками. Плод их поклонения есть идолатрия. Среди них, одни считают себя мудрыми, отвергают подобную идолатрию, и стремятся к само-реализации, считая «ом» луком, «я» – стрелой, а Брахму – мишенью.* Они аргументируют это тем, что, когда идолопоклонники открывают глаза, то видят глиняную или деревянную копию, а когда закрывают их, то видят копию этой копии в своих сердцах, и направляют всю свою любовь на это явление, но не достигают, тем самым, Брахмы. Они, в этом отношении, говорят правду, но сами занимаются тем же самым.

Форма, созданная кем-то, кто не видел форму Верховного Господа, неизбежно является идолом. Например, если я создаю форму Санатана Риши, никогда его не видев, то эта форма не будет соответствовать оригиналу. Но буду ли я чувствовать присутствие Санатана, если выражаю любовь к этой форме, – здесь есть поле для дискуссий. Если кто-то видел Санатана и сделал его фото, то, рассматривая фото и закрывая глаза, он стает видеть в своём сердце настоящего Санатана. Фотография просто порождает образ этой личности (риши) в сознании воспринимающего. Это не есть пример идолатрии. Скорее, это метод, принимаемый людьми научного склада ума, в качестве аутентичного.

Стремление к само-реализации посредством метода, в рамках которого  «ом» мыслится как лук, «я» - как стрела, а Брахма – как мишень, есть примитивный процесс, адресованный исключительно начинающим. ³ Сердце практикующего не достигает тем самым совершенства. До тех пор, пока они не увидели форму Господа, подобные методы, которые, по большей части, примитивны, должны использоваться практикующими на этой стадии. Те, кто видели форму Господа, всегда медитируют на эту форму в своих сердцах, и в зависимости от степени служения этой форме в материальном мире, они проявляют Божество этой формы.

Это Божество вдохновляет тех, кто видит Его; Божество одаривает духовным богатством искренних практикующих. Как ложно воображаемое божество неблагоприятно для тех, кто видел форму Господа, так и медитация на бесформенного Брахму пагубна. Все подобные методы принимаются на стадии, предшествующей достижению реальной цели. Выражаясь простым языком, они зовутся “поиском цели”. Все подобные концепции, возражающие против того, что Господь обладает формой, следует категорически отвергать.

 

Примечания

 

1

авйактам вйактим апаннам

манйанте мам абуддхайах

парам бхавам аджананто

мамавйайам ануттамам

нахам пракашах сарвасйа

йога-майа-самавритах

мудхо 'йам набхиджанати

локо мам аджам авйайам

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

(Шримад Бхагавад-гита: 7.24–5, 28)

«Лишённые мудрости считают, что не проявленный Брахман стал проявлен в качестве Меня. Они не понимают Мою трансцендентную, совершенную вечную природу. Покрытый Моей духовной энергией (йогамайей) Я не проявлен для всех. Глупцы не понимают, что Я не рождён и вечен. Совершающие благие деяния, те, чьи грехи были разрушены, становятся свободны от иллюзии двойственности и служат Мне с твёрдой решимостью».

на чантар на бахир йасйа на пурвам напи чапарам

пурвапарам бахиш чантар джагато йо джагач-чайах

(Шримад Бхагаватам: 10.9.13)

"Господь не имеет «внутреннего» и «внешнего» (Он вездесущ), не имеет начала и конца (Он вечен). Он есть начало и конец, внешнее и внутреннее, вселенной. Он и есть вселенная".

2

на те 'бхавасйеша бхавасйа каранам вина винодам бата таркайамахе

бхаво ниродхах стхитир апй авидйайа крита йатас твайй абхайашрайатмани

(Шримад Бхагаватам: 10.2.39)

«О, не рождённый Господь, мы не в силах понять причину Твоего рождения как что-то иное, нежели Твою игру. О, обитель бесстрашия, творение, сохранение и разрушение осуществляются Твоей иллюзией, которая имеет своим пристанищем Тебя».

пранаво дханух шаро хй атма, брахма тал лакшйам учйате

апраматтена веддхавйам шарават танмайо бхавет

(Мундака-упанишад: 2.2.4)

"Ом есть лук, самость («я») – стрела, а Брахма – мишень. В цель, Брахму, не следует стрелять с лишённым сосредоточенности умом, и, подобно стреле, «я» должно стать единым с ним".

 

3

твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа

ассе шрутекшита-патхо нану натха пумсам

йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти

тат-тад-вапух пранайасе сад-ануграхайа

(Шримад Бхагаватам: 3.9.11)

«О, Господь, о, путь, о котором слышат, а затем видят Его, Ты восседаешь на лотосе сердец  Твоего преданного, которое наполнено преданностью. О, объект высочайшей хвалы, Ты проявляешь себя в любой форме, на которую медитируют Твои преданные, движимый милосердием к ним».

видито 'си бхаван сакшат пурушах пракртех парах

кеваланубхавананда-сварупах сарва-буддхи-дрик

(Шримад Бхагаватам: 10.3.13)

«Я понял, что Ты – Сам Господь, пребывающий за пределами материальной природы; олицетворение чистой радости и сознания, наблюдающий всё бытие». 

,

Возврат к списку