Поклонение Божеству и идолопоклонство Часть Третья

Поклонение Божеству и идолопоклонство Часть Третья

Шрила Бхакти Винод Тхакур всесторонне рассматривает данный предмет.

Поклонение Божеству и Идолопоклонство

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Винод Тхакур

Перевод бенгальской статьи

«Шри-Мурти-сева о Пауталиката»,

опубликованной в журнале «Гаудия».

Продолжение первой и второй частей.

Давайте кратко проанализируем, что представляет собой идолопоклонство. Люди, поклоняющиеся объектам, которые не связаны с формой Господа, являются идопоклонниками. Они делятся на пять категорий: (1) люди, которые, страдая недостатком подлинного знания, поклоняются материи, считая её Господом;⁴ (2) люди, которые считают материю чем-то незначительным и поклоняются сознанию её противоположности, считая это начало Господом;⁵ (3) люди, решившие, что Господь не имеет формы, но, поскольку невозможно думать о чём-либо, помимо той или иной формы, они воображают материальную форму Господа, чтобы облегчить поклонение Ему;⁶ (4) люди, воображающие форму Господа и медитирующие на неё с целью очищения и возвышения собственного сознания;⁷ (5) люди, поклоняющиеся душе, рассматривая её в качестве Господа.⁸

Дикари из джунглей, огнепоклонники и эллины, поклонявшиеся Юпитеру, Сатурну и иным планетам, относятся к первому классу идолопоклонников. Когда люди лишены понимания формы Господа, однако питают естественную веру в Господа, то можно увидеть, что, в невежестве своём, они поклоняются Господу посредством сияющих объектов. Это первая категория идолопоклонников. Учитывая квалификацию подобных людей, мы не должны критиковать их идолопоклонство.

Когда отсутствие личностной природы, противоположность всех материальных качеств, рассматривается как Господь – посредством логики на фундаменте экстенсивного культивирования знания материи – то на сцену выходит вторая категория идолопоклонников. Представители этого класса считают, что Господь не имеет формы. Отсутствие личностной природы никогда не может быть формой Господа или качеством, относящимся к форме Господа. Но если мы говорим, что отсутствие личностной природы – одна из бесчисленных характеристик Господа, то это может быть качество, относящееся к форме Господа. Форма Господа отличается от материи, но эта форма не есть противоположность материи.

Люди, которые, в конечном счёте, стремятся к самоуничтожению (нирване) и воображают божества Вишну, Шивы, Пракрити, Ганеша и Сурьи как средства достижения нирваны, не признают вечную форму Господа. Поэтому, поскольку они служат воображаемому Божеству, их считают представителями третьей категории идолопоклонников. То, что в наши дни именуется «поклонением пяти божествам» (панча упасаной), есть идолопоклонство данной категории. Каким образом противоположность определённого качества или состояние бытия, свободное от этого качества, может быть достигнуто посредством погружения в это качество, не поддаётся пониманию.

Медитация йоги на воображаемое божество Вишну – это идолопоклонство четвёртой категории. Посредством всех вышеназванных типов поклонения можно достичь разных целей, но высочайшая цель – непосредственное восприятие вечной формы Господа – остаётся недостижимой.

Люди, поклоняющиеся душе и считающие душу Господом, образуют пятую категорию идолопоклонников. Согласно учению Шримана Махапрабху, нет большего оскорбления, нежели это. Все души достойны поклонения, и, если мы поклоняемся им как преданным Господа, то не совершаем оскорбление, считая их Господом. То, что поклонение формам Шри Рамы и Шри Нрисимхи не является идолопоклонством, можно понять из моей книги «Шри Кришна-самхита».

Вовсе не так, что представители пяти вышеописанных категорий идолопоклонников критикуют исключительно форму Господа; неизбежно, они критикуют и друг друга. Представители первой категории считают бескрайнюю природу неба центральным качеством Господа, отвергают форму Господа и критикуют все воображаемые и условные формы богов.

В среде людей, наделённых равными достоинствами, поведение, свойственное соперницам и вытекающие из него ссоры неизбежны. Лишь идолопоклонники критикуют идолопоклонников. Люди, не склонные поклоняться идолам, а также достигшие самореализации преданные Господа не питают враждебности к идолопоклонникам. Они просто понимают, что, до тех пор, пока человек не постиг форму Господа, что ему остаётся, кроме как не воображать её? В процессе подобного фантазирования, благодаря общению с садху, они отвергнут воображаемое и постигнут форму Господа. Тогда они прекратят возражать против поклонения форме Господа.

Примечания

4.

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих

ят-тиртха-буддхих салиле на кархичидж

джанешв абхигйешу са эва го-кхарах

(Шримад Бхагаватам: 10.84.13)

«Люди, считающие труп, который состоит из слизи, жёлчи и воздуха, своим «я», супругу и членов семьи – своей собственностью, глиняных истуканов – объектами поклонения, а водоёмы – святыми местами, и никогда не общающиеся с мудрыми, суть ничто иное как ослы, служащие коровам».

5.

тасйаравинда-найанасйа падаравинда-

кинджалка-мишра-туласи-макаранда-вайух

антар-гатах свавиварена чакара тешам

санкшобхам акшара-джусам апи читта-танвох

(Шримад Бхагаватам: 3.15.43)

«Ветерок, доносящий нектар, смешанный с туласи, с тычинок лотосов, которыми являются стопы лотосоокого Господа, проник в ноздри мудрецов, медитирующих на Брахму, и поверг в состояние восторга их умы и тела».

6.

прадушчакартха йад идам пурухута рупам

тенеша нирвритим авапур алам дришо нах

тасма идам бхагавате нама ид видхема

йо 'натманам дурудайо бхагаван пратитах

(Шримад Бхагаватам: 3.15.50)

«О, Господь, к которому непрестанно взывают, наши очи испытывают радость, видя форму, которую Ты явил. Мы предлагаем Тебе поклон, о, Господь, представший перед нами, хотя Ты не являешь Себя даже тем, кто победил свои чувства».

7.

камаис таис таир хрита-джнанах прападйанте 'нйа-деватах

там там нийамам астхайа пракритйа нийатах свайа

антават ту пхалам тешам тад бхаватй алпа-медхасам

деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи

(Шримад Бхагавад-гита: 7.20, 23)

«Неразумные, в силу своих разнообразных желаний, поклоняются иным богам и привержены определённым правилам, будучи управляемы своей природой. Достижения этих скудоумных людей, однако, временны и преходящи. Поклонники богов достигают богов, а Мои преданные достигают Меня».

8.

дживе «вишну» мани’ эи апарадха-чихна

дживе «вишну» буддхи каре йеи брахма-рудра-сама

нарайане мане таре пашанде ганана

(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 25.78–9)

«Считать душу Вишну оскорбительно. Люди, считающие душу Вишну, или почитающие Нараяна равным Брахме и Шиве, порочны».

,

Возврат к списку