Правильная точка отсчёта

Правильная точка отсчёта

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, в чём состоит решение проблем современной цивилизации, с её суицидальными тенденциями, поощряемыми научным сообществом. 

Шрила Шридхар Махарадж: Склонность к эксплуатации не в силах нам помочь. Эксплуатация – это не более чем заём у природы. Наука занимается тем, что берёт у природы взаймы, но этот акт вызывает реакцию. Ньютон сказал: «Каждое действие влечёт равное по силе противодействие». Мы извлекаем из природных объектов и стихий энергию, то есть, берём взаймы, и, когда будем вынуждены заплатить по счёту, то окажемся банкротами. Таким образом, это погоня за химерой. Это вредное и ненужное занятие. Мы должны начать с нашей реальной потребности:

асато ма сад гамайа

тамасо ма джйотир гамайа

мритйор мамритам гамайа

(Брихад-араньяка-упанишад: 1.3.28)

Мы должны начать с выяснения того, как нам спасти себя и других, поскольку нам всем угрожает фактор смерти (кшайя). В каждую секунду нас атакует смерть. В каждую секунду мы умираем. Столь многие клетки в нашем теле умирают. Мы постоянно испытываем угрозу такого рода. Таким образом, первый принцип, точка отсчёта должны быть следующими: как спасти не только себя, но и других. Это должно быть нашей первостепенной проблемой, нашей отправной точкой, а не вопрос о том, как можно расширить границы эксплуатации, как стать хозяевами окружающего мира. Это ложная отправная точка. Отправная точка должна быть такой: как нам спастись в противостоянии с окружающей средой.

асато ма сад гамайа

«Нам угрожает асат, смертность, смерть. Пожалуйста, приведи нас к вечному существованию».

тамасо ма джйотир гамайа

«Мы невежественны. От невежества, пожалуйста, веди нас к свету».

мритйор мамритам гамайа

«Нам угрожает страдание. Веди нас к блаженству».

Эти три постулата должны быть основополагающими принципами жизни каждого. Речь должна идти о здоровых принципах. Расширение масштабов эксплуатации – это порочный путь. Он ведёт к тому, что вы сами станете объектами эксплуатации. Природа не простит вас. Это не «чек на предъявителя» (т. е., незаполненный чек без указания суммы оплаты – прим. пер.). Мы должны будем вернуть долг с процентами, что бы учёные нам ни внушали. Подобное представление есть сам фундамент индийской философии.

Мы должны начать с анализа природы ума; затем, должны понять, какова природа разума, и, наконец, выяснить, в чём состоит наша потребность. Мы должны трудиться, исходя из этого, а не какой-то аномалии. Энергию следует вкладывать должным, а не ошибочным образом. Какова наша неотложная необходимость? Спасение себя. Первый принцип нашей жизни состоит в том, чтобы спасти себя, а затем – спасти других.

асато ма сад гамайа

тамасо ма джйотир гамайа

Мы должны идти от невежества к свету; от невежества – к науке. Что есть наука? Наука не подразумевает расширение сферы эксплуатации, поскольку мы очень хорошо знаем, что неизбежна реакция. Это неправильно, и, джнянав апи, если человек сознательно совершает преступление, то несёт более суровое наказание. Так что же они делают? Они – самоубийцы. Сейчас, когда они угрожают друг другу атомными бомбами, это совершенно очевидно. Данный факт как нельзя лучше свидетельствует о положении учёных.

Примечание:

Произнесено 28 февраля 1981 г.

Возврат к списку