Учение Шрилы Прабхупады

BSST-BW.jpg

никхила-бхувана-майа-чхинна-виччхинна-картри
вибудха-бахула-мргйа-мукти-моханта-датри
ситхилита-видхи-рагарадхйа-радхеша-дхани
виласату хрди нитйам бхакти-сиддханта-вани

- Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

«Послание Шри Бхакти-сиддханты разрушает иллюзию целого мира, сводит на нет безумные поиски освобождения интеллектуалами, должным образом устанавливает предписания шастр, и является обителью любовной привязанности для Господа Шри Радхи. Пусть это послание играет в наших сердцах вечно.»

Шри Чайтанья Сарасват Матх был основан Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем на основе учения его Гурудева, Бхагавана Шри Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Нат-мандиру в центре Шри Чайтанья Сарасват Матха Шрила Шридхар Махарадж дал имя «Бхакти-сиддханта Шраван Садан», что означает «место, где слушают Шри Бхакти-Сиддханта Вани». Это название имеет двойное значение: (1) место, где слушают учение Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура; (2) место, где слушают учение о чистой преданности. 

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж комментирует: «Если мы стремимся понять, как применить в нашей личной жизни и в Миссии нашего общества учение предшествующих ачарьев Рупануга-сампрадайи и писаний о чистой преданности (Шри Чайтанья-чаритамрита, Шримад Бхагаватам, Шримад Бхагавад-гита и так далее), мы не должны смотреть выше Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Иными словами, в этом отношении учение Шрилы Сарасвати Тхакура является самым главным авторитетом.

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж глубоко ценит учение Шрилы Сарасвати Тхакура и в своей проповеди часто приводит поучительные истории, примеры и принципы, которым учил Шрила Сарасвати Тхакур. В частности, Упакхйане Упадеша и антологии вопросов и ответов, собранные из проповедей Шрилы Сарасвати Тхакура, особенно дороги ему. И он выразил желание, чтобы эти произведения были переведены и распространены на английском языке.

В попытке исполнить желание Шрилы Ачарьи Махараджа, ниже на этой странице собраны серии публикаций, упорядоченных по теме и представляющих собой перевод с бенгальских текстов на английский язык.

Мы смиренно просим читателей иметь ввиду, что тексты, представленные ниже, являются переводом с Бенгали и время от времени стиль изложения может отличаться от общепринятого.

Гуру-таттва

Вопрос: Кто может понять секрет преданного служения (бхаджан-рахасью)?

Ответ: Секрет преданного служения (бхаджан-рахасью) может понять особенно верный слуга (вишрамбха-севака) лотосных стоп Шри Гуру – лучшего из последователей Шрилы Сваруп Дамодары и Шрилы Рупы Госвами.

Преданный, постоянный (в своей преданности) Шри Гуру (Гуру-ништха-бхакта), который обладает доставляющей удовольствие, нежной любовью (прити) и чрезвычайно твердой верой (судридха-вишваса) в лотосные стопы Шри Гуру является «верным слугой» (вишрамбха-севака). Шрути говорят:

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита ху артхах пракашанте махатманах

"Смысл писаний открывается великой душе (махатме), которая обладает стойкой преданностью Шри Гуру – такой же, как и Самому Господу".

Вопрос: Является ли служение Шри Гуру (Гуру-сева) особенно необходимым?

Ответ: Служение Шри Гуру-пада-падме (нашему горячо любимому Гурудеву) является в первую очередь необходимым. В этом мире гуру необходим даже для того, чтобы обрести благочестие, знание или достичь различных других, не связанных с преданностью, целей. Тем не менее, знание, которые дают все эти гуру, приносит чрезвычайно незначительные плоды. Наш духовный Гуру-пада-падма – не тот, кто раздает незначительные плоды. Наш духовный Гуру-пада-падма дает нам истинное духовное богатство. В тот момент, когда ученик лишается милости Шри Гурудева, в нем всплывают все его материальные желания. Если преданные, утвердившиеся в преданности Шри Гуру (Гуру-ништха Вайшнавы), не дают нам наставления, как нам принять прибежище у нашего Шри Гуру-пада-падмы, как мы должны вести себя с Шри Гуру-пада-падмой, если они не учат нас всему этому, то мы несомненно разбазариваем сокровища, которые мы обрели.

Вопрос: Каковы должны быть склонности сердца искреннего (недвуличного) слуги Шри Гуру?

Ответ: Искренний (недвуличный) ученик будет относиться к Шри Гуру как к своему Девате и своей атме (Гурудевататма, Шримад Бхагаватам: 11.2.42). Они будут знать Шри Гуру как своего Девата, т.е. Господа, и как своего атму, т.е. одного и единственного объекта их нежной любви (прити). «Шри Гурудев – мой вечный Господин (Прабху), а я Его вечный слуга» - таково эго (абхиман) и представления (вичар) ученика. Служение Шри Гуру – их жизнь, богатство и существование. Они не знают никого, кроме своего Шри Гуру. Думать о гуру во всех обстоятельствах – во время отдыха, сна, приема пищи, служения (и так далее) – значит практиковать Гурванугатью (преданное служение Шри Гуру). Так они познают самого дорогого для Кришны, их Гуру-пада-падму (горячо любимого Гурудева), как неотличного от Господа и полностью независимого. «Шри Гурудев может принять или может не принять мое непригодное служение, но искренне, своим телом, умом и речью (кайа-мано-вакйа), я всегда готов быть занятым в каждом аспекте его ревностного служения (айкантика-сева). Если он отвергнет меня, я буду знать, что это результат моей непригодности. И, более того, что мой Гуру-пада-падма прав (в том, чтобы поступать так). Фактически, это правда, что, если я пытаюсь удержаться от того, чтобы отвлечься от служения моему Гуру-пада-падме на мимолетные, мирские вещи (вишайа), то я не могу отвести взгляд от моего Гуру-пада-падма даже на мгновение. Итак, чтобы я не пал ни в какое дурное общение, чтобы я не отошел от моего Гуру-пада-падмы, моя единственная молитва звучит так: «О Гурудев, пожалуйста, милостиво прими мое служение». Моя надежда (бхараса) – «Даже, если я ни на что не гожусь, он прольет свою милость на это «ни на что не гожусь». В надежде на его беспричинную милость, я обрету горячее желание служить моему Гуру-пада-падме.

Вопрос: Как (какими способами) мы должны быть задействованы в служении?

Ответ: Шастры говорят:

пранаир артхаир дхийа вача шрейа ачаранам сада

Душа (джива) должна быть вовлечена исключительно в служение Господу - своими сердцем (прана), богатством (артха), разумом (буддхи) и речью (вакйа). Служение Господу – это высочайшее благо (мангал), а нежелание служить Господу является корнем всех страданий (дукха).

Сердце (прана) означает сознание (четаната) и нежную любовь (прити). Главный (мукхйа) путь служения Господу – это пусть сердца. Богатство, разум и речь, не связанные с сердцем, не могут по-настоящему (принося удовольствие, суштху) служить Господу. По этой причине слово «сердце» (прана) было упомянуто первым. Шри Гурудев пробуждает это сердце. Шри Гурудев учит всем формам служения тех учеников, которые имеют склонность служить. Шри Гурудев говорит о служении с теми, у кого есть желание служить.

Вопрос: Как в действительности происходит служение Кришне (Кришна-сева)?

Ответ: Настоящее служение Кришне (Кришна-сева) случается только через служение преданным Кришны, т. е. Гуру и Вайшнавам. Сахаджии не в состоянии понять этого. Они думают: «Тот, кто напрямую поклоняется Кришне, - величайший». И так они считают себя Вайшнавами, принимают служение от других, а сами отказываются служить Гуру и Вайшнавам.  Тем не менее, тот, кто услышал учение Шри Чайтаньядева и Госвами, знает, что настоящее служение Кришне (Кришна-сева), происходит только через служение преданным Кришны, т. е. Гуру и Вайшнавам.

Те же, кто отвергает служение садху и Шри Гуру и их руководство (Садху-Гуру-сева и анугатйа) и симулируют служение Кришне (Кришна-сева) и служение Святому Имени (Нам-бхаджан), совершают оскорбления (апарадху) на каждом шагу, который они предпринимают. Те, кто совершают оскорбления, не могут воспевать Святое Имя Кришны (Кришна-нам) или совершать служение Кришне (Кришна-севу). С другой стороны, все предавшиеся преданные, которые действуют под руководством Гуру и Вайшнавов и служат им (практикуют Гуру-Вайшнав анугатью и севу), по милости Гуру и Кришны поистине служат Кришне и воспевают Святое Имя Кришны. Только те, кто служит преданным Кришны, т. е. Гуру и Вайшнавам, с верой и нежной любовью (адара и прити), получают милость Шри Чайтаньядева и Госвами.

(В то время), когда мои представления были - «я великий знаток священных писаний о математике, я великий знаток священных писаний о философии», по великой удаче я обрел общение (даршан) Шри Гурудева. Когда же он, зная их незначительность, одержал победу над моей великой правдивостью, моей чистотой, этической жизнью, моей ученостью и тому подобное, я понял: «Я не могу постичь величие этой личности! Личности, которая может разбить все мои великие добродетели!». Благодаря тому, что он разбил меня, я был способен понять: «Нет никого более низкого и гнусного, чем я. Это моя природа. Эта великая душа (махатма) не придает никакого значения учености, этичному характеру и любому из качеств, которые я считаю в высшей степени желанными.» Затем я понял: «Такие незначительные качества должны присутствовать в этой великой личности!» Затем я подумал: «Он либо невероятно милостив, либо невероятно эгоистичен (аханкари).» Затем я смиренно молился Господу о милости. Впоследствии, по милости Господа, я был способен понять: кроме милости такой великой личности, лишенной каких бы то ни было желаний, связанных с этим миром (Нишкинчан Маха-пуруш), а также служения ей, нет иного пути к моему благополучию. Когда я должным образом осознал это, я обрел прибежище и щедрую милость Шри Гурудева, и таким образом обрел жизнь.

Поражение, которое нанес мне Гурудев, дало мне понимание, что, не испытав подобного поражения, люди этого мира не очнутся, их сознание не проявится. Итак, я всем говорю: «Я -величайший глупец; среди всех людей этого мира, я - величайший глупец; вы не должны быть такими же глупцами, как я, вы не должны оставаться вовлеченными в иллюзорные вещи, но лучше вам погрузиться в предметы духовного мира (Вайкунтха­-катху), тогда вы станете величайшими личностями.» Я говорю вам все благие слова того, кого, по милости Господа, я осознал, как высшее благо (парам-мангал) ­– Шри Гурудева.

Вопрос: Кто такие преданные Гаудийа?

Ответ: Преданные Вишну – это Вайшнавы, преданные Кришны – это Каршны, а преданные Шри Радхи – это Гаудийа.

Преданные Шри Гауры, последователи Шри Рупы (Рупануги), принявшие прибежище в паракийа-мадхура-расе – это Гаудийи. Гаудийа-преданные являются последователями Шри Сварупа Дамодары Госвами Прабху, аватары Шри Лалита Деви. Поэтому Гаудийа – последователи Шри Сварупы Дамодары и Шри Рупы Госвами. По этой причине Шриман Махапрабху сказал Шри Сварупе Дамодаре Прабху: «томара Гаудийа каре этека вйавахара» - «твои Гаудийа ведут себя таким образом».

Гаудийа служат в системе манджари. Шри Радха-Говинда, Шри Радха-Гопинтах и Шри Радха-Мадан-мохан – божества Гаудийев. Шастры говорят:

шри радха саха шри мадана-мохана
шри радха саха шри говинда-чарана
шри радха саха шрила шри гопинатха
еи тина тхакура хайа гаудийара натха

«Шри Радха и Шри Мадан-мохан, Шри Радха и Шри Говинда, Шри Радха и Шри Гопинатх - эти трое Божеств являются Господами Гаудийев.»

еи тина тхакура гаудияке карийачена атма-сат
э тинера чарана вандо, тине мора натха

(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 1.19).

«Эти трое Божеств приняли Гауйдийев как тех, кто принадлежит Им. Я приношу свои поклоны стопам этих Божеств. Они – Мои Повелители!»

Божества Гаудийа Вайшнавов указаны в восемнадцати-слоговой мантре: Кришна – это Модан-мохан, Говинда – это Говинда, а Гопи-джана-валлабха – это Гопинатх. Знание Модан-мохан Кришны – это самбандха, служение Говинде – абхидхейа, а быть привлеченным Гопи-джана-валлабхой – прайоджана.

Мадан-мохан Кришна – это Божество самбандхи. Говинда – Божество абхидхейи, а Гопинатх – это Божество прайоджаны.

Как правило, преданные, которые нашли прибежище у стоп Шри Гауры, известны как Гаудийи. Преданных земли Гауда (Центральная часть Западной Бенгалии) также знают, как Гаудийев. Так же, как преданных из земли Уткал знают как Удийа, преданных из Бенгалии называют Гаудийа.

Милость

Вопрос: Являются ли кармические реакции милостью Господа?

Ответ: Разумные люди рассматривают кармические реакции, как милость Господа. Они терпеливо переносят их и продолжают жить, отдав себя Господу в мыслях, словах и поступках. Какие бы великие несчастья не приходили, они принимают их как реакции на их собственные поступки и не винят в них Господа. Скорее, они принимают любые несчастья, свалившиеся на их головы, как милость, и еще больше очаровываются Господом. Это учение Бхагаваты.

Возврат к списку