Абсолютное совершенство и благо
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет, какова природа теистического (основанного на вере) видения окружающего мира.
Не всё может быть совершенным, но если что-то делается в сознании Кришны, то это действие приносит совершенный результат. Это главное, что нам следует понять. Повсюду возможны некие трудности, но, когда мы получим окончательный результат, то он будет совершенным. В этом материальном мире что несовершенно? Размышляя об этом, мы понимаем, что, на самом деле, ничто не является несовершенным. Всё совершенно, поскольку всем в окружающем мире распоряжается Сам Кришна. Что хорошо для нас, а что плохо – Ему известно всё, и самсара-чакра, колесо бытия, вращается совершенным образом. Вы видите в небе тысячи звёзд, и они не сталкиваются друг с другом, хотя у каждой есть собственная траектория движения.
Каждый год в альманахе (имеется ввиду астрологический календарь – прим. пер.) предсказывается: «Такой-то и такой период неблагоприятен». Однако, в действительности, ни одна реалия не является неблагоприятной. Почему? Потому что Владыка всего есть Сам Кришна. Когда наступает махапралайа или кханда пралайа [происходит тотальное или частичное разрушение вселенной], то некоторые реалии уничтожаются, но это, опять же, происходит по воле Господа Кришны. Поскольку все вы – преданные Господа Кришны, то я думаю, что все события вашей жизни имели смысл и принесут вам некий положительный результат. Даже когда преданный поносит себя, мы видим, что эти укоры в собственный адрес приносят благие плоды. Например, Кришнадас Кавирадж Госвами сказал:
джагаи мадхаи хаите муни се папиштха
пуришера кита хаите муни се лагхиштха
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 5.205)
[«Я греховнее Джагая и Мадхая и ниже навозного червя».]
Он чувствует себя столь низким, но, в то же время, когда он вспоминает милость Нитьянанды Прабху, его мысли совершенно ясны для нас:
эмана ниргхрина море кеба крипа каре
эка нитйананда вину джагат бхитаре
преме матта нитйананда крипа-аватара
уттама, адхама, кичху на каре вичара
йе аге падайе, таре карайе нистара
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 5.207–9)
[«Кто в этом мире, кроме Нитьянанды, прольёт милость на столь низменного человека, как я? Он не принимает в расчёт достоинства или изъяны личности; Он спасает любого, кто склоняется перед Ним».]
Нитьянанда Прабху дарит совершенную надежду на духовную жизнь любому, кто принимает Его своим пристанищем. Кавирадж Госвами недвусмысленно утверждает: «Я принял лотосные стопы Нитьянанды Прабху своим пристанищем, и Нитьянанда Прабху подарил мне Вриндаван, Рупу, Санатана, Мадан Мохана, Гопинатха, Говинду и т. д. Я обрёл Рупу и Рагхунатху – я обрёл всё». В таком случае, всё, что приходит в нашу жизнь, было необходимо, необходимо и будет необходимо. Это факт. Мы должны быть абсолютно преданы нашему Владыке. Это наш долг.
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
(Шримад Бхагавад-гита: 18.66)
[«Отвергни все виды долга и безраздельно вручи себя Мне».]
Так говорит Кришна, и это замечательно, но, когда я прочитал эти слова, у меня возникли некоторые сомнения. Я удивился, прочитав продолжение речей Кришны.
ахам твам сарва-папебхйо мокшаишйами ма шучах
(Шримад Бхагавад-гита: 18.66)
[«Я избавлю тебя от всех грехов. Не отчаивайся».]
Что я собираюсь делать? Я всегда совершаю грехи (папу), и под папой понимается апарадха [оскорбления] и столь многие другие препятствия. Но Кришна говорит: «Я избавлю тебя от всего этого». Таким образом, Кришна говорит, что вы будете избавлены от всего нежелательного. Это чудо. Мы знаем, что папа – это нечто довольно незначительное, и основное препятствие возникает, когда папа становится апарадхой, но Кришна говорит:
ахам твам сарва-папебхйо мокшаишйами
«Я избавлю тебя от этого явления, и ты станешь чист». Подобную надежду дарит Кришна. До этого Он дал ещё большую надежду:
апи чет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
(Шримад Бхагавад-гита: 9.30)
[«Если даже очень греховный человек служит Мне исключительным образом с преданностью, то его следует почитать святым».]
Это самый простой и сладостный дар; это нектар, подаваемый нам на золотом блюде.
Связь с высшим началом, которую мы получили от нашего Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Сарасвати Тхакура, столь сладостна и благоприятна. Шрила Гуру Махарадж любил не только полностью распустившиеся цветы, но он любил букет, группу цветов, подобных нам – полностью распустившиеся, распустившиеся наполовину и только расцветающие. Таким образом, Шрила Гуру Махарадж собрал нас всех в качестве подношения Господу Кришне, с помощью своего Гуру, Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура.
Примечание:Произнесено 26 февраля 2008 года в Шри Говардхане в день явления Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура.