Основы

Данный свод правил был подготовлен по указанию Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа для публикации в качестве приложения к последней редакции альманаха Шри Чайтанья Сарасват Матха. Текст переведен с языка бенгали и представляет собой цитаты из сочинений Шрилы Бхакти Винода Тхакура и других Ачарьев Рупануга сампрадаи.

Четыре типа анартх (препятствий на пути преданности)
Бхаджана-рахасья» Шрилы Бхакти Винода Тхакура)

1) Таттва – вибхрама: неверные представления об Истине.

а) Сва-таттва-бхрама: заблуждения о своей истинной природе;

б) Пара-таттва-бхрама: заблуждения о Верховной Личности Бога;

в) Садхья-садхана-бхрама: заблуждения о цели жизни и способах ее достижения;

г) Виродхи-вишая-бхрама: заблуждения о том, что неблагоприятно для развития сознания Кришны.

2) Асат-тришна: жажда иллюзорных достижений.

а) Бхукти: наслаждения.

- земные наслаждения в виде семьи, достатка, роскоши и т. д.

- райские наслаждения: рождение после смерти на райских планетах.

б) Сиддхи: сверхъестественные способности.

- Анима: становиться меньше меньшего;

- Махима: становиться больше большего;

- Лагхима: становиться невесомым;

- Прапти: исполнять любые желания;

- Пракамья: получать любые желаемые объекты как в этом, так и в соседних мирах;

- Ишитва: способность частично управлять Майей, иллюзорной энергией;

- Вашитва: освобождение от трех гун материальной природы;

- Камавасайита: способность заполучать что угодно, откуда угодно в неограниченных количествах.

в) Мукти: освобождение из круговорота рождений и смертей.

3) Апарадха: оскорбления.

а) Нама-апарадха: оскорбление Святого Имени;

б) Сева-апарадха: оскорбление в процессе служения и поклонения; 

в) Вайшнава-апарадха: оскорбление Вайшнавов;

г) Дхама-апарадха: оскорбление Святого Места;

д) Джива-апарадха: оскорбление живых существ.

4) Хридая-даурбалья: слабость сердца.

а) Тучча-асакти: привязанность к вещам, не связанным с Кришной и служением Ему;

б) Кутинати: двуличность;

в) Матсарья: зависть; желание заполучить удачу других;

г) Пратиштхаша: жажда репутации и славы.

Десять оскорблений Святого Имени (Нам-апарадха)
(«Шри Падма-пурана»)

1) Критиковать садху.

2) Считать любого из богов независимым от Кришны.

3) Не слушаться Шри Гуру.

4) Хулить священные писания.

5) Считать славу Святого Имени хвалебным преувеличением.

6) Считать Святое Имя плодом воображения.

7) Совершать грехи, надеясь на очищение воспеванием Святого Имени.

8) Считать воспевание Святого Имени равным мирскому благочестию.

9) Давать Святое Имя неверующим ради обретения материальных благ.

10) Оставаться лишенным любви к Святому Имени, оставаться преисполненным эгоизма и чувства собственности, узнав о славе Святого Имени.

Четыре вида критики Садху

(«Хари-нама-чинтамани» Шрилы Бхакти Винода Тхакура)

1) Джати-дош: критиковать садху за низкое происхождение.

2) Кадачикта-дош: критиковать садху за случайный, непреднамеренный или совершенный по неосведомленности греховный поступок.

3) Нашта-прайа-дош: критиковать садху за практически изжитые греховные привычки.

4) Пурва-дош: критиковать садху за прошлые грехи или совершенные в прошлом ошибки.

Тридцать два оскорбления в служении (Сева-апарадха)

1) Въезжать в Храм Господа на транспортном средстве или входить в храм в обуви.

2) Не праздновать дни явления Господа и другие религиозные праздники.

3) Не кланяться, представ перед Божеством.

4) Служить Божеству, не совершив омовения, или в оскверненном состоянии.

5) Кланяться на одну руку.

6) Праздно расхаживать перед Божеством.

7) Вытягивать ноги перед Божеством.

8) Сидеть перед Божеством, обхватив руками колени.

9) Лежать перед Божеством.

10) Есть перед Божеством.

11) Лгать перед Божеством.

12) Громко разговаривать перед Божеством.

13) Шептаться перед Божеством.

14)  Плакать перед Божеством.

15) Ссориться перед Божеством.

16) Отчитывать кого-либо перед Божеством.

17) Давать милостыню перед Божеством.

18) Жестоко обращаться или разговаривать с простыми людьми.

19) Служить Божеству, будучи одетым в шерстяное или меховое одеяние, или в одеяле.

20) Критиковать других перед Божеством.

21) Восхвалять других перед Божеством.

22) Сквернословить перед Божеством.

23) Испускать газы перед Божеством.

24) Организовывать праздники с меньшими затратами или предлагать при поклонении меньше, чем это представляется возможным.

25) Брать то, что еще не было предложено Божеству.

26) Не предлагать Божеству свежие фрукты и злаки.

27) Раздавать лучшие угощения другим, предлагая Божеству оставшееся.

28) Сидеть спиной к Божеству.

29) Предлагать поклоны другим ранее, чем Божеству.

30) Игнорировать присутствие Шри Гурудева, не предлагать ему поклоны, восхваления и прочее.

31) Восхвалять себя перед Шри Гурудевом.

32) Хулить полубогов.

Десять оскорблений Святого Места

1) Относиться с неуважением к Шри Гуру или садху, которые являют святую Дхаму.

2) Считать Дхаму временной.

3) Причинять вред обитателям и посетителям Дхамы или судить о них по их происхождению.

4) Заниматься материальной деятельностью, находясь в святой Дхаме.

5) Зарабатывать деньги или устраивать бизнес на поклонении Божествам под предлогом служения Дхаме.

6) Считать Дхаму обителью полубогов или географическим местом.

7) Совершать грехи, надеясь на их искупление, благодаря пребыванию в Дхаме.

8) Считать Навадвип отличным от Вриндавана.

9) Хулить священные писания, прославляющие Дхаму.

10) Считать славу святой Дхамы вымышленной или преувеличенной.

Пять видов заболеваний

1) Авидья: неведение своей истинной природы как вечной души и слуги Кришны.

2) Асмита: отождествление себя со своим физическим телом, обладать чувством собственности по отношению к своему временному телу, жене, сыновьям и т. д.

3) Рага: привязанность к материальным наслаждениям.

4) Двеш: непринятие того, что препятствует наслаждению.

5) Абхинивеш: неспособность отказаться от привычек и пристрастий.

Четыре недостатка обусловленной души 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита»)

1) Бхрама:  склонность ошибаться; принятие одного за другое, например, принятие веревки за змею.

2) Прамад: склонность впадать в иллюзию.

3) Випралипса: желание обманывать, жульничать.

4) Каранапатава: неполноценность органов восприятия – неспособность видеть объекты на большом  расстоянии и разглядеть очень мелкие детали, неспособность слышать отдаленные звуки; неспособность правильно различать цвета и т. д.

Тройственные страдания материального существования 

(«Анубхашья» Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура  из «Шри Чайтанья-чаритамриты»)

1) Адхьятмика-тап: страдания, причиняемые самому себе:

а) Телесные страдания: жар, холод, все болезни.

б) Ментальные страдания: разлука с близкими людьми и иные виды переживаний.

2) Адхибхаутика-тап: страдания, причиняемые другими живыми существами:

а) рожденными из лона;

б) рожденными из яйца;

в) рожденными из слизи;

г) рожденными путем вегетации.

3) Адхидаивика-тап: страдания, причиняемые силами природы:

а) страдания, причиняемые полубогами: Индрой, Сурьей и др. (сильный холод, грозы и т. д.).

б) страдания, причиняемые злыми духами, такими как Якшасы и Пишачи (дурные обстоятельства, бедствия, опасности).

Четыре столпа Дхармы

1) Правдивость.

2) Милосердие.

3) Непорочность.

4) Аскетизм.

Четыре столпа безверия

1) Лживость.

2) Гордыня.

3) Эгоистичные желания.

4) Насилие (зависть).

Пять мест обитания Кали 

(«Шримад-Бхагаватам»)

1) Дьюта: игральные кости, карты, шахматы, скачки, лотереи и прочие виды азартных игр или игр на деньги. Их основополагающий принцип – обман, он разрушает добродетель правдивости. (Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур отмечает, что Кали постоянно создает все новые и новые виды азартных игр, чтобы увести людей от законов дхармы).

2) Пана: алкоголь, вино, конопля, табак, опиум и иные наркотические вещества. Их основополагающий принцип –  гордыня, она разрушает добродетель сострадания.

3) Стри: недозволенные отношения с противоположным полом, чрезмерная привязанность к супругу (супруге), а также общение с теми, кто имеет недозволенные отношения. Основополагающий принцип такого поведения – похоть, она разрушает добродетель непорочности.

4) Суна: использование жизни животного ради удовлетворения потребностей своего тела. Основополагающий принцип такого действия – насилие, оно разрушает  все добродетели (правдивость, милосердие, непорочность и аскетизм). Любой, кто убивает животных, разделывает их туши, готовит их в пищу, транспортирует, продает или вкушает их, совершает этот грех.

5) Джата: накопление золота, серебра, денег и иных материальных ценностей. За этим действием стоят такие пороки, как лживость, гордыня, похоть, жестокость и враждебность.

Побуждения, неблагоприятные для преданности 

(«Шри Упадешамрита»)

1) Побуждения речи: использования слов, которые могут доставить беспокойство другим.

2) Побуждения ума: различные виды желаний.

3) Побуждения гнева: использование в речи грубых слов и пр.

4) Побуждения языка: желание испытать различные вкусы: сладкий, кислый, острый, соленый, вяжущий и горький.

5) Побуждения желудка: переедание.

6) Побуждение гениталий: сексуальное желание.

Препятствия для преданности 

(«Шри Упадешамрита»)

1) Атьяхара: переедание или накопление.

2) Прайас: чрезмерное стремление к материальной деятельности или деятельности, противоположной преданности.

3) Праджалпа: праздные разговоры с целью скоротать время.

4) Ниямаграха: привязанность к предписаниям для людей, находящихся на низком духовном уровне развития, или пренебрежение предписаниями, развивающими преданность.

5) Джана-санга: общение с людьми, которые не являются чистыми преданными и их последователями.

6) Лаулья: подверженность влиянию последователей других концепций и увлечение несущественными вопросами.

Качества, благоприятные для преданности 

(«Шри Упадешамрита»)

1) Утсаха: служение с энтузиазмом и благоговением.

2) Нишчаи: твердая вера.

3) Дхаирья: продолжение практики, невзирая на то, что для достижения цели требуется немало времени.

4) Бхакти-пошака карма: совершение действий, развивающих преданность: слушание, воспевание, жертвование своим счастьем ради Кришны и т. д.

5) Санга-тьяга: избегание дурного общения: с неверующими, с теми, кто имеет недозволенные отношения с противоположным полом, чрезмерно привязан к супругу (супруге) и с непреданными, а именно: материалистами, имперсоналистами, атеистами и религиозными притворщиками.

6) Сад-вритти: следование практикам и видам деятельности саддху.

Общение, питающее преданность 

(«Шри Упадешамрита»)

1) С любовью дарить преданному полезные для практики материалы.

2) Принимать подаренное преданными.

3) Обсуждать с преданными волнующие темы.

4) Спрашивать преданных о сокровенном.

5) Принимать угощения от преданных.

6) С любовью угощать преданных.

Ступени на пути чистой преданности 

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами Прабху)

1) Шраддха: вера в священные писания, обретенная через слушание священных писаний от садху.

2) Садху-санга: принятие прибежища у лотосных стоп Шри Гуру для обучения практике бхаджана (служения).

3) Бхаджана-крия: практика слушания, воспевания и других форм служения в соответствии с указаниями Шри Гуру и садху.

4) Анартха-нивритти: очищение от грехов, ложных представлений, скорби и всего того, что препятствует достижению высшей цели жизни.

5) Ништха: постоянное, неуклонное служение.

6) Ручи: сильное стремление служить Господу.

7) Асакти: естественное влечение к Господу и желание служить Ему.

8) Бхава: божественное влечение к Господу и сердечное желание служить ему; проблески премы.

9) Према: высшая ступень бхавы, состояние духовного экстаза.

Признаки неустойчивости в практике преданности (Бхаджана-крия) 

(«Шри Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура)

1) Утсахамайи: внезапный энтузиазм.

2) Гхана-тарала (букв. «толстый-тонкий»): колебания в стремлении.

3) Вьюдха-викалпа: неуверенность.

4) Вишайа-сангара: неспособность полностью оставить чувственные удовольствия.

5) Ниямакшама: неспособность следовать наставлениям.

6) Таранга-рангини (букв. «барахтаться в волнах океана бхакти»): привязанность  к сопутствующим эффектам практики преданности – богатству, удовольствию, благоговению.

Пять препятствий в практике преданности (Бхаджана-крия) 

(«Шри Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура)

1) Лая: апатия – лень и сонливость во время слушания, воспевания, запоминания и других практик преданности.

2) Викшепа: рассеянность – отвлечение и обсуждение мирских вопросов во время преданного служения.

3) Апратипатти: безразличие  – нежелание заниматься преданным служением.

4) Кашайа: грех – пребывание в плену гнева, жадности, гордости  и т. д. во время преданного служения.

5) Расасвада: влечение к мирскому – невозможность тотально предаться преданному служению из-за привязанности к мирским удовольствиям.

Шестьдесят четыре вида практики преданного служения 

(«Амрита-праваха-бхашья» Шрилы Бхакти Винода Тхакура  из «Шри Чайтанья‑чаритамриты»)

1) Принять прибежище у стоп Шри Гуру.

2) Получить инициацию.

3) Служить Шри Гуру.

4) Изучать истинную религию.

5) Следовать пути садху.

6) Жертвовать своими удовольствиями ради любви к Кришне.

7) Пребывать в обители Кришны.

8) Принимать только то, что необходимо для поддержания собственной жизни.

9) Соблюдать Экадаши.

10) Выражать почтение деревьям миробалана и баньянам, а также коровам, брахманам и Вайшнавам.

11) Не оскорблять Святое Имя Господа и Божеств.

12) Отказаться от общения с непреданными.

13) Не иметь много учеников.

14) Не изучать с пристрастием и не комментировать множество текстов священных писаний.

15) Спокойно относиться к потерям и приобретениям.

16) Не поддаваться унынию и скорби.

17) Не относиться с пренебрежением к Божествам и писаниям других вероучений.

18) Не слушать богохульства в адрес Господа и Его преданных.

19) Не слушать мирских разговоров (относящихся к удовлетворению чувств).

20) Не беспокоить окружающих своими словами и мыслями.

21) Слушать о Господе.

22) Воспевать славу Господа.

23) Помнить о Господе.

24) Поклоняться Господу.

25) Возносить молитвы Господу.

26) Служить Господу.

27) Чувствовать себя слугой Господа.

28) Чувствовать себя другом Господа.

29) Предаться Господу.

30) Танцевать перед Божеством.

31) Петь для Божества.

32) Раскрывать Божеству чувства своего сердца.

33) Предлагать поклоны Божеству.

34) Почтительно вставать при прибытии Божества или преданного.

35) Присоединяться к процессии Божества или преданного.

36) Посещать святые места и храмы Господа.

37) Обходить вокруг Божества.

38) Произносить гимны.

39) Повторять джапу.

40) Совершать совместное воспевание.

41) Почитать благовония, гирлянды и все, что было предложено Божеству.

42) Почитать маха-прасадам.

43) Совершать арати и участвовать в фестивалях.

44) Навещать Божества.

45) Предлагать Божествам свои ценности.

46) Медитировать.

47) Служить Туласи.

48) Служить преданным.

49) Служить обители Господа.

50) С интересом читать «Бхагаватам».

51) Прилагать усилия только ради того, чтобы доставить удовольствие  Кришне.

52) Уповать на милость Господа.

53) Участвовать в празднованиях вместе с преданными, прославляя Игры Господа.

54) Предаться Господу во всех отношениях.

55) Соблюдать обет в месяц Картика и другие обеты.

56) Украшать тело религиозными символами.

57) Писать на теле Имена Господа.

58) Украшать тело цветами, предложенными Божеству.

59) Пить чаранамриту, нектар лотосных стоп Божества.

60) Общаться с садху.

61) Воспевать Святое Имя.

62) Слушать «Шримад-Бхагаватам».

63) Жить в Матхуре.

64) С верой служить Божеству.

сакала-садхана-шрештха эи панча анга 

Кришна-према джанмая эи панчера алпа санга 

(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 22.125)

Последние пять видов преданного служения являются лучшими из всех. Даже кратковременное следование им пробуждает в человеке любовь к Кришне.