Абсолютное видение
Господь Кришна отвечает на вопросы Уддхавы о правильном восприятии реальности.
Фрагмент Шримад Бхагаватам (11.19.27–45), в котором Господь Кришна отвечает на вопросы Уддхавы о правильном восприятии реальности.
Вопрос: Что есть дхарма?
Ответ: То, что порождает преданность Мне.
Вопрос: Что есть знание (джнян)?
Ответ: Восприятие присутствия Высшей Души.
Вопрос: Что есть отрешённость (ваирагйа)?
Ответ: Отсутствие интереса к объектам чувств.
Вопрос: Что есть уравновешенность (шама)?
Ответ: Сосредоточенность на Мне (не просто покой ума).
Вопрос: Что есть дисциплина (дама)?
Ответ: Контроль чувств (не контроль над другими).
Вопрос: Что есть терпение (титикша)?
Ответ: Терпение страданий (предписанных священными писаниями или причиняемых людьми, лишёнными должного уважения к другим; не глупые, своевольные усилия терпеть жару или холод).
Вопрос: Что есть устойчивость (дхрити)?
Ответ: Контроль языка и гениталий (другие виды устойчивости бесполезны без него).
Вопрос: Что есть величайшая благотворительность (дана)?
Ответ: Отказ от агрессии по отношению к другим (не просто раздача богатств).
Вопрос: Что есть аскеза (тапа)?
Ответ: Отказ от наслаждения (ради совершения служения и соблюдения обетов; отнюдь не причинение боли телу).
Вопрос: Что есть доблесть (шаурья)?
Ответ: Контроль характера (благоприобретённой природы) (не демонстрация силы ума или тела).
Вопрос: Что есть правдивость (сатья)?
Ответ: Равное отношение ко всем (восприятие чужих страданий как собственных; не просто изложение фактов).
Вопрос: Что есть честность (рита)?
Ответ: Способность говорить правду в приятной манере (не просто излагать факты, которые могут быть отталкивающими и являться не более чем критикой).
Вопрос: Что есть чистота (шауча)?
Ответ: Отрешённость от мирских действий (не просто чистое тело).
Вопрос: Что есть отречение (тьяга)?
Ответ: Полный отказ от обладания чем-либо (не просто отказ от наслаждения).
Вопрос: Что есть достойное поклонения богатство (ишта дхана)?
Ответ: Дхарма (не коровы, земля и т д.).
Вопрос: Что есть жертва (йаджна)?
Ответ: Я есть жертва (служение Мне есть жертва, а не отказ от временных объектов).
Вопрос: Что есть награда (дакшина)?
Ответ: Передача знания (духовной реализации; не денег, одежды и т. п.).
Вопрос: Что есть удача (бхага)?
Ответ: Моё великолепие (не величие богов или иных созданий).
Вопрос: Что есть величайшее достижение (лабха)?
Ответ: Преданность Мне (не дети, богатство и т. д.)
Вопрос: Что есть знание (видья)?
Ответ: Устранение оболочек «я» (не грамматика, теория и т. д.).
Вопрос: Что есть скромность (хри)?
Ответ: Отсутствие интереса к греховным деяниям (не просто робость).
Вопрос: Что есть красота (шри)?
Ответ: Такие добродетели, как непредвзятость (не украшения, одежда и т. д.).
Вопрос: Что есть счастье (сукха)?
Ответ: Отказ от печали и (мирского) счастья (не наслаждение объектами чувств).
Вопрос: Что есть страдание (духкха)?
Ответ: Поиск счастья в наслаждении (не травмы, болезни и т. п.).
Вопрос: Кто мудр (пандита)?
Ответ: Тот, кто понимает природу состояний рабства и свободы (не тот, кто объясняет священные писания).
Вопрос: Кто глуп (муркха)?
Ответ: Тот, кто отождествляет себя с телом и умом.
Вопрос: Что есть путь (пантха)?
Ответ: Путь ко Мне (не просто путь, которым легко путешествовать).
Вопрос: Что есть ложный путь (утпатха)?
Ответ: Потворство уму (не просто преступление, грех и т. д.).
Вопрос: Что есть небеса (сварга)?
Ответ: Преобладание блага (не обитель богов).
Вопрос: Что есть ад (нарака)?
Ответ: Преобладание невежества (не просто место, изобилующее страданиями).
Вопрос: Кто есть друг (бандху)?
Ответ: Шри Гуру, то есть, Я (не братья, сёстры и т. д.).
Вопрос: Что есть дом (гриха)?
Ответ: Человеческое тело (не просто комфортное место).
Вопрос: Кто богат (адхья)?
Ответ: Человек добродетельный (не тот, кто обладает богатством).
Вопрос: Кто беден (даридра)?
Ответ: Тот, кто не удовлетворён (не просто тот, у кого ничего нет).
Вопрос: Кто достоин жалости (крипана)?
Ответ: Тот, кто не способен контролировать чувства (не просто тот, кто беден).
Вопрос: Кто независим (ишвара)?
Ответ: Тот, кто не привязан к объектам чувств (не царь или обладатель материальных предметов).
Вопрос: Кто зависим (анишвара)?
Ответ: Тот, кто привязан к объектам чувств.
Вопрос: Что плохо (доша)?
Ответ: Склонность придавать значение категориям (мирским) «добра» и «зла».
Вопрос: Что хорошо (гуна)?
Ответ: Способность не придавать значения категориям (мирским) «хорошего» и «плохого».