Аватар и Аватари
В честь ухода Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады, мы представляем лекцию Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа, в которой он описывает Шрилу Свами Махараджа как своего шикша-гуру и даёт самую высокую оценку его личности и деятельности.
намах ом вишнупадайа кришна-прештхайа бхутале
свами шри бхактиведанта прабхупадайа те намах
гурваджан шираси-дхритва шактйавеша сва-рупине
харе-кришнети матрена рашчатйа-прачйа-тарине
вишвачарйа прабарйайа дивйа карунйа муртайе
шри бхагавата-мадхурйа-гита-гйана прадайине
гаура-шри-рупа-сиддханта-сарасвати нишевине
радха-кришна-падамбходжа-бхрингайа гураве намах
(Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж)
"Я предлагаю смиренные поклоны Его Божественной Милости Шриле А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, возлюбленному спутнику Шри Кришны, низошедшему с самой Голоки. Указание своего Гуру он сделал делом всей своей жизни, и, воистину, он — шактьявеша-аватара самого Нитьянанды Прабху. Он распространил Харе Кришна мантру по всему миру, освободив и возвысив все падшие души. Он лучший из джагад-гуру, воплощающий божественную милость! Именно он поделился сладчайшим нектаром «Шримад-Бхагаватам» и трансцендентным знанием Бхагавад-гиты со всем миром. Он непрерывно погружен в безраздельное преданное служение Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, Шриле Рупе Госвами и Шри Гауранге Махапрабху. Я в глубоком смирении склоняюсь перед Шрилой Прабхупадой, которого можно сравнить с пчелой, постоянно наслаждающейся нектаром лотосоподобных стоп Шри Шри Радха-Говинды".
Шрила Свами Махарадж дал нам столь многое; Шрила Гуру Махарадж дал ещё больше. Шрила Свами Махарадж сумел проповедовать сознание Кришны обусловленным душам – широким массам. Занимаясь подобной проповедью, он прибегал к разным средствам. Тем же обусловленным душам, которые услышали Свами Махараджа, Гуру Махарадж оказывал дальнейшую помощь, кормя их прекрасной духовной пищей.
Они оба являются моими гуру. Моё представление о них таково: один есть аватар, другой – аватари. Махапрабху пришёл как Юга-аватар, и Шрила Свами Махарадж проповедовал, как Юга-аватар. Однако внутри Махапрабху присутствовала иная форма. В свете такого представления, я считаю Шрилу Свами Махараджа и Гуру Махараджа единым целым. Гуру Махарадж дал утончённые представления – вам всем это известно. Свами же Махарадж «создал» самих личностей, способных воспринимать эти представления, и подготовил почву для того, чтобы передача сознания Кришны (концепции Шрилы Шридхара Махараджа) произошла. Он взрыхлил почву, посадил семена и дал всем великий шанс. Он сделал всё необходимое. А уже позже Гуру Махарадж позаботился о дальнейшем развитии этих людей.
Таково моё представление о них: один есть аватар, другой – аватари. Я рассматриваю Свами Махараджа и Гуру Махараджа как моих шикша-гуру и дикша-гуру, соответственно.
У каждого Вайшнава есть свои уникальные чувства, и каждый Вайшнав, в соответствии с этими чувствами, стремится принести другим благо. Существует линия Шрилы Гуру Махараджа, и существует линия Шрилы Свами Махараджа. Однако Свами Махарадж и Гуру Махарадж, в действительности, не отличны друг от друга.
На Западе готовят одну пищу, на Востоке – другую. Кулинария Южной Индии отличается от кулинарии Северной Индии. Тем не менее, хотя рецепты могут быть разными, все блюда, в итоге, оказываются в наших желудках.
Путь Шрилы Гуру Махараджа отличается от пути Шрилы Свами Махараджа. Они не могут быть идентичными. Все дживы-души и маха-пуруши не могут быть одинаковыми. Каждый святой следует своей собственной садхане. Таким образом, их пути и тождественны, и различны.
Однако даже это – поверхностное измерение, а есть глубины. Некоторые могут быть обмануты, но большинство обретает и обрело сокровище сознания Кришны. В наши дни по всему миру люди воспевают Харе Кришна Маха-мантру. Кто знал Маха-мантру до того, как Шрила Свами Махарадж оказался на Западе? Кто знал о Чайтаньядеве? Кто знал о Нитьянанде Прабху и Панча-таттве? Кто знал о Радхе-Кришне? До того, как Шрила Свами Махарадж и Шрила Гуру Махарадж стали проповедовать на Западе, никто не имел понятия обо всём этом, если говорить правду.
Гуру Махарадж имел обыкновение петь одну песню Васудева Гхоша:
йади гаура на хаита табе ки хаита кемане дхаритам де /
радхара махима према-раса-сима джагате джаната ке
«Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей Отрицательной Энергии Абсолюта».
Если бы не Гауранга, то мы не сумели бы понять высшую любовь и красоту Радхи и Кришны. Нам столь повезло – теперь у нас есть представление об этих реалиях. Возможно, мы понимаем их природу не в полной мере, но отчасти, и этого достаточно. Эка-бинду джагат дубайа (Ч. ч. 3.15.19), «Одна капля способна затопить собой всё мироздание».
Шрила Свами Махарадж и Шрила Гуру Махарадж дали нам подобную милость и подобную Кришна-прему. Их милостью, мы просвещены и пытаемся проповедовать сознание Кришны.
Существуют разные концепции Бога – глубокая, ещё более глубокая, глубочайшая. Существует множество представлений, но Шри Кришна – Верховная Личность Бога. Его любовь, красота и великолепие не знают себе равных. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж дали миру этого Кришну.
Мне очень повезло – я обрёл их милость; они всегда, начиная с дней моей юности, были очень милостивы и добры ко мне.