Бог благ

Бог благ

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет, какова, в целом, позиция практикующего, стремящегося к прогрессу.

Промежуточная стадия духовного развития преданных прекрасна. 

тат те 'нукампам сусамикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак
(Шримад Бхагаватам: 10.14.8)

[«Тот, кто видит Твою милость совершенным образом, терпит следствия своих прошлых действий и живёт в покорности Тебе умом, телом и словами, тот наследует освобождение – вечное служение Тебе».]

Я должен думать, что приходящее ко мне – благо: это милость Господа. На промежуточной стадии преданные должны думать так. «То, что приходит ко мне, приходит свыше. Поэтому я должен терпеть всё это. Хорошее или плохое, чем бы оно ни было, для меня это благо”.
 
В детстве, когда мы изучаем азбуку, то первое, что пишем в своих прописях, – фразу «Бхагаван мангаламайа: Бог благ». Затем мы учимся писать остальные слова, фразы и прочее. Таким образом, я ещё в детстве усвоил эту истину: «Бог благ». Иметь веру в Бога – это благо, но необходимо чувствовать, что Бог благ. Ничто не может произойти без соизволения Господа. Это понимание или осознание более высокого уровня, благодаря которому наше знание станет подлинным. В целом, когда мы способны видеть: «Да, источником всего является Кришна, и всё принадлежит Кришне», то неизбежно чувствуем, что свободны от оков бренного мира. Это сознание освобождённой души. 

Существуют разные представления о природе освобождения. Одни говорят, что освобождение, по природе своей, есть трипути-винаш: знание (джнана), объект знания (джнейа) и знающий (джната) сливаются воедино и прекращают существовать. Это явления зовётся джнана-мукти, но это не подлинное освобождение. 

муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих 
(Шримад Бхагаватам: 2.10.6)

[«Освобождение подразумевает отказ от всех иных форм и чистое существование в своей истинной форме».]

Подлинное освобождение – это состояние, в котором наши мысли, чувства и желания сливаются воедино, после чего продолжают существовать. Джнана-мукти – это точка встречи этих трёх явлений, а подлинное мукти есть продолжение этих функций в мире трансцендентного служения. Там у нас есть всё, и есть прекрасное служение нашему Господу. Форма нашего мышления, чувства и воли – всё это носит там трансцендентный характер. Душа обладает трансцендентной формой. Таким образом, она никогда не может быть уничтожена. В Шримад Бхагавад-гите (2.24) говорится:
 
нитйах сарва-гатах стханур ачало ’йам санатанах
 
[«Душа – вечная, пронизывающая собой всё, неподвижная и неуничтожимая».]

Санатанах означает, что душа никогда не может быть разрушена; она вечна. Душа, будучи вечной и активной, неизбежно будет совершать ту или иную деятельность, а в трансцендентном мире душу ждёт исключительно служение Господу. А природа служения такова, что служение приносит ещё больше служения. Служение зовётся бхакти. Бхадж дхату севайа: слово бхакти происходит от корня «бхадж», что означает севу: служение. Существуют различные стадии бхакти, и на каждой из них возможны те или иные отношения с нашим Господом.  Шрила Гуру Махарадж говорил: «Прекрасная Реальность», и, когда мы станем служить этой прекрасной Реальности – Верховному Господу – то обретём такого рода качества и квалификацию.
 
Примечание

Произнесено 5 мая 1996

,

Возврат к списку