Чистое шаранагати
Продолжая публиковать материалы, посвящённые шаранагати и стихам, украшающим Храм Любви и Нежности, в настоящей статье мы представляем определение шаранагати, данное Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Девом-Госвами Махараджем, и объяснение этого определения, принадлежащее Шриле Бхакти Сундару Говинде Деву-Госвами Махараджу, из его книги «Амнайа Таттва».
Храм Любви и Нежности, Стих Двадцать Второй
бхагавад-бхактитах сарвам итй утсриджйа видхер апи
каинкарйам кришна-падаика-шрайатвам шаранагатих
(Шри Шри Прапанна-дживанамритам: 1.35)
"Жизнь, проникнутая верой в то, что лишь в служении Господу обретается совершенство, в которой отвергается служение всему другому, включая даже предписания Вед, и принимается полное прибежище лотосных стоп Шри Кришны, называется шаранагати, или безусловным преданием Богу".
Объяснение Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа:
Характеристики шаранагати были представлены в священных писаниях так:
анукулйасйа санкалпах, пратикулйасйа варджанам
ракшишйатити вишвасо, гоптритве варанам татха
атма-никшепа-карпанйе, сад-видха шаранагатих
(Шри Сатвата-тантра: 73)
«Принятие всего благоприятного, отвержение всего неблагоприятного, убеждённость в том, что Кришна защитит, принятие Кришны своим хранителем, полное вручение себя Кришне и ощущение своей низости – таковы шесть аспектов шаранагати».
Шрила Гуру Махарадж написал свою Прапанна-дживанамритам в соответствии с тем, что говорят священные писания о природе самопредания. Я читал многочисленные описания шаранагати в разных источниках, но то, что дал Шрила Гуру Махарадж, превыше всего. В одной из шлок Прапанна-дживанамритам он прекрасно и кристально ясно разъяснил природу шаранагати. Его комментарий – драгоценный камень, который невозможно обнаружить в другом месте. Это ключевое наставление, позволяющее каждому войти в мир трансцендентного служения. Если вы сумеете запомнить лишь одну эту шлоку и заключить её в своё сердце, то обретёте всё, что когда-либо было дано в писаниях.
бхагавад-бхактитах сарвам, итй утсриджйа видхер апи
каинкарйам кришна-падаика-шрайатвам шаранагатих
(Шри Шри Прапанна-дживанамритам: 1.35)
Здесь Шрила Гуру Махарадж объяснил, что шаранагати подразумевает веру в то, что Бхагавад-бхактитах сарвам – благодаря преданности Бхагавану, сознанию Кришны, вы обретёте всё. Под Бхагаваном подразумевается Верховная Личность Бога Кришна, обладающий всеми достойными поклонения качествами – Акхила-расамрита-муртих, Вместилище всей расы. Всё, чего вы желаете, и в чём испытываете потребность – раса, экстаз, радость, всесторонняя забота и т. д. – автоматически придёт к Вам благодаря служению Ему. Благодаря преданности Господу Кришне, ваша жизнь будет славной, успешной и совершенной. И вы не только обретёте всё, в чём внутренне нуждаетесь, но получите все способности, необходимые для служения Кришне.
васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам джнанам ча йад ахаитукам
(Шримад Бхагаватам: 1.2.7)
К вам автоматически придёт отречённость от этого материального мира, и духовное знание явится в вашем сердце.
бхактис твайи стхиратара бхагаван йади сйад
даивена нах пхалати дивйа-кишора-муртих
муктих свайам мукулитанджали севате ’сман
дхармартха-кама-гатайах самайа-пратикшах
(Шри Кришна-карнамрита: 107)
Мокша, освобождение, придёт к вам со сложенными ладонями и спросит: «Как мне тебе послужить?» Дхарма, артха и кама будут ждать рядом с мукти, стремясь помогать вам в вашем служении Господу.
Благодаря настроению покорной преданности Кришне, к вам придёт всё. Божестенная форма Господа и прапанна-дживанамритам, весь нектар жизни в преданном служении, явится в вашем сердце. Таким образом, мы должны понять, что преданность Кришне – всё и вся (Бхагавад-бхактитах сарвам).
Далее, Шрила Гуру Махарадж сказал: "Итй утсриджйа видхер апи каинкарйам" - даже если мы не способны следовать многочисленным правилам и предписаниям, которые даны в священных писаниях с целью руководить обусловленными душами, даже если мы не в силах соответствовать стандартам видхи-марги, но преданы Господу, то наш дух преданности пленит Господа, и мы получим хороший результат.
Вышесказанное есть один из способов объяснить выражение Шрилы Гуру Махараджа, и это объяснение – источник великой надежды для нас. Но итй утсриджйа видхер апи каинкарйам также означает, что мы должны всё предоставить Кришне. Несомненно, мы должны отказаться от всей мирской деятельности, но, для того чтобы поклоняться Господу Кришне всем сердцем, мы также должны игнорировать общие правила и ограничения, данные в Ведах. Мы должны в полной мере отдать себя Ему: «Все мои силы я стану использовать в служении Тебе». Нам следует отказаться от служения всем богам, полубогам, полубогиням и т. д. Единственным объектом нашего служения должен быть Кришна. Когда мы сумеем, в конце концов, выйти за рамки всех разновидностей формальной религии и в полной мере вручить себя Кришне, то Он позволит нам вести жизнь в чистой преданности, наполняя наши сердца вдохновением.
йада йасйанугрихнати бхагаван атма-бхавитах
са джахати матим локе веде ча париништхитам
(Шримад Бхагаватам: 4.29.46)
«Когда Господь, движимый любовью и нежностью, одаривает милостью Своих преданных, то они естественным образом отказываются от любой мирской деятельности и игнорируют ведические религиозные практики, дабы совершать служение Ему».
бхагавад-бхактитах сарвам итй утсриджйа видхер апи
каинкарйам кришна-падаика-шрайатвам шаранагатих
(Шри Шри Прапанна-дживанамритам: 1.35)
Таким образом, когда джива-душа, со всей верностью и искренностью, найдёт прибежище в лотосных стопах Верховной Личности Бога Кришны, и её преданность станет непоколебимой, то она (джива-душа) будет чистая шаранагата.
Таково объяснение чистого шаранагати, которое даёт Шрила Гуру Махарадж: Кришна-падаикашрайатвам – чистое самопредание присутствует, когда джива-душа принимает лотосные стопы Кришны своим единственным пристанищем, веря в то, что Его милостью её ждёт успех и счастье, и отвергает ведическую религию, полубогов, корыстную деятельность и т. п.
Итак, мы должны вручить себя Господу Кришне и поверить в самопредание! Благодаря этому мы обретём высшее благо.