Чистый чит-вилас
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, каков тот фундамент, на котором зиждется его точка зрения.
Мне всегда была свойственна тенденция не вмешиваться в происходящее, сохранять дистанцию. Настолько, что меня зовут любителем спокойной жизни. Я не агрессивен и на напорист, в смысле моего настроения проповеди; единственное, что меня интересует – знание. Во мне преобладает тяга к познанию, к слушанию, своего рода пытливость: находить в писаниях, в словах, услышанных мной от моего Гуру Махараджа, новый свет. Каждый день я вижу и чувствую новый оттенок. Всё безгранично. Каждое слово, каждая буква, носит безграничный характер. Сейчас, на закате моих дней, я погружён в процесс такого познания.Прабху написал в своём письме: «Ваша Прапанна-дживанамрита и аудио-записи Ваших речей вольют жизнь, дадут возможность укорениться международному обществу преданных. Если люди станут читать эту книгу и слушать эти записи, то их вера упрочится». Это его представление, и я разделяю его точку зрения. После ухода генерала, может наступить период упадка или депрессии, но это (книга, записи речей – прим. пер.) поможет им, даст им пищу, аналогичную (той, что они получали от Шрилы Свами Махараджа – прим. пер.).
Мои речи – природа моих выражений и объяснений – получила высокую оценку со стороны моего Гуру Махараджа, а также со стороны большинства учёных в нашем Матхе. Я излагаю онтологическую концепцию, в основе которой лежит чит-вилас [духовная игра – игра Сладостного Абсолюта]. То есть, всё, что я вижу, всё, что я обозреваю, должно относиться к измерениям за пределами Брахмалоки. Я вижу реалии бытия как принадлежащие не этому миру, но иному миру, как чит-вилас-лакшан [проявления духовной игры].
Всё, вплоть до самой последней реалии, о которой я говорю, лежит за пределами отречения и освобождения. Обсуждаемые мной реалии не принадлежат этой стороне бытия. Скорее, они суть шуддха-саттва, вишуддха-саттва [аспекты чистого существования]. Они не относятся к измерению свободы или к саттва-гуне. Они суть вишуддха-саттва, ниргуна, чит-вилас [чистая, не-материальная, духовная игра]. Каждое слово, каждый слог, который я произношу, берёт начало в измерении вишуддха-саттвы.
Это отличительная черта моих речей. Поэтому столь многие светила в среде Ачарьев – Мадхусудан Махарадж, Гири Махарадж и другие – давали очень высокую оценку моим словам. Мои речи всегда несут что-то новое. Они не представляют собой набор штампов. Всякий раз, когда я объясняю некий стих, приходит нечто новое – это не просто повторение, но демонстрация новой грани Истины, несущей на себе печать Безграничного. Всё, что я говорю, непременно связано с концепцией Безграничного. Такова специфика моих речей, и они призваны способствовать росту веры. Вера, шраддха, основание, фундамент – это явление всегда будет возрастать, укрепляться благодаря моим словам. Таким образом, я не являюсь чьим бы то ни было врагом. Я рассматриваю различные предметы с точки зрения принципа, реальности, безотносительно той или иной конкретной группы.
Ученик: Мы все обязаны Вам, Махарадж.
Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Мы обязаны источнику, нашему Гуру Махараджу. Если я могу быть носителем его потока, то это моя удача. Это его поток, и он может быть остановлён в любое мгновение.
У меня не так много учеников, но меня никогда не тревожит ситуация, в которой мои ученики общаются с другими и, в результате этого общения, разочаровываются во мне. Они приходят и уходят; они не могут понять меня, но я – здесь. Тем не менее, я не боюсь, что, в результате общения с членами иных групп, вера моих последователей будет ослаблена.
Если промышленность какой-то державы не в состоянии конкурировать с зарубежными промышленниками, то импорт следует обложить пошлинами. Но, предположим, распространилось некое заболевание, и в соседнем государстве изобретено лекарство от болезни, качественно превосходящее лекарства у нас на родине. С точки зрения гуманизма, как нам следует поступить? Должны ли мы обложить пошлинами это лекарство? Если в другой стране было создано более эффективное лекарство, которое не сподобились разработать мои соотечественники, то должны ли мы облагать его пошлинами?
Ученик: Это зависит от цели: помочь больным или обогатиться? Если первое, то никаких пошлин быть не должно, но если второе – пошлины обязательны.
Шрила Шридхар Махарадж: Золото превыше всего, даже здоровья соотечественников?
джагад дханамайам лубдхах камуках каминимайам
[«Люди алчные видят мир полным золота, а люди похотливые видят его полным женщин».]
Мы все – ученики, и должны понимать, что идём по пути, ведущему к Безграничному. Поэтому никто не может считать себя совершенным, особенно проповедники. Парамахамса, который не имеет ничего общего с этим миром и воспринимает всё и вся как Кришну – другое дело. Проповедники же должны жить в атмосфере прогресса и занимать позицию ученика. Мы не исчерпали Безграничное.
Какая стадия наступает после достижения совершенства? Тело начинает гнить. Путь к смерти: достигнув зенита, вы вынуждены опускаться, и продолжать движение в направлении безграничного.
Так будет всегда. Вайкунтха-вас: мы живём в Вайкунтхе, и какова её природа? Это Безграничное. Там всё имеет безграничную природу, и я живу в подобной среде. Всё в ней не поддаётся пониманию. Всё носит безграничный характер. Мы должны жить в подобном мире.
Примечание
Произнесено 2 марта 1982 года в Шри Навадвип Дхаме.