Что есть Бхаджан?
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж говорит о необходимости быть покорным Гуру-Вайшнаву.
Передовая статья,
опубликованная в оригинале на бенгальcком языке,
в журнале Шри Гаудия Даршан, в томе пятом, одиннадцатом выпуске,
в пятницу 10 июня 1960 года.
Что есть бхаджан? Служение тому, чему следует служить (бхаджанийа-таттва). Несмотря на то, что концепция «того, чему следует служить», находит место в сердцах людей во многих различных формах, тем не менее, откровение формы «того, чему следует служить», в чистом, не осквернённом сердце, есть Сам Господь. Фундаментальная, изначальная форма Господа есть Нанда Нандан Кришна, Акхила-расамрита-мурти [олицетворение нектара всех рас], которому, ликуя, поклоняется избранная часть сонма освобождённых душ.
ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам
(Шри Брахма-самхита: 5.1)
["Олицетворение духовной энергии, сознания и экстаза, Шри Кришна, который известен как Говинда, есть Высший Владыка всех Владык. У него нет источника, Он Сам — источник всего, и Он есть причина всех причин».]
Таково заключение Вед, Веданты, Гитопанишад и других писаний. Потому «то, чему следует служить», есть никто иной как Шри Кришна, Сам Могущественный вкупе со Своим Могуществом (Сашакти-шактиман). Служение Шри Кришне не может совершать душа, наделённая мирским эго. Шрила Рупа Госвамипад сказал:
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.234)
["Хотя Имя Кришны, Его Форма, Качества, и Игры не могут быть восприняты материальными чувствами, они проявляют себя на языке и в других чувствах соответственно духу служения, присущему личности".]
Из этого стиха мы также понимаем, что Имя Кришны, Его Форма, Качества, Игры, спутники и тождество — всё это сверхъестественно. Он одаривает Своей милостью и открывает Себя чувствам лишь той души, которая наделена качествами и предана служению Ему.
Шри Гаурасундар также сказал: «Апракрита васту нахе пракрита гочара: трансцендентная реальность невоспринимаема материальными чувствами». Подлинный слуга Кришны также трансцендентен. Больше того,
дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сеи-кале кришна таре каре атма-сама
сеи деха каре тара чид-анандамайа
апракрита-дехе танра чарана бхаджайа
(Шри Чайтанья Чаритамрита, Антья-лила, 4.192-193)
["Во время инициации преданный вручает себя, и Кришна принимает его. Кришна делает тело преданного духовным и радостным, и в этом сверхъестественном теле преданный служит стопам Кришны".]
В действительности, преданный, посвятивший себя служению Шри Кришне, обитает в сверхъестественном измерении и служит Кришне своим духовным телом. Гордость души, считающей служение Кришне материальным, есть не более чем самообман.
Здесь возникает вопрос. «Майа-баддха дживера нахи Кришна-смрити джнана: души, порабощённые майей, лишены сознания Кришны». Так как же могут подобные души достичь подобной удачи?
Ответ: Решением этой проблемы служит явление садху, гуру и писания.
Вопрос: Но как душе достичь их?
Ответ: Это возможно лишь благодаря покорному следованию (анугатье). Да, покорность — единственный способ достичь служения Кришне. Склонность служить Кришне возникнет в сердце в результате покорности преданному, вовлечённому в трансцендентное служение.
Садху и писания во всех отношениях ставят под сомнение свободу души и учат тому, что покорность Господу — единственный путь, которым должно следовать. Взаимоотношения с Господом возможны лишь благодаря обществу садху (сатам прасангад). Жизнь Вайшнавского садху — это жизнь покорности. Чувства таких садху вовлечены в служение Кришне двадцать четыре часа в сутки.
Туласидас написал:
шанта баде парамартхи, шитала унки ам
тапана будхайата аураке дхарайата апана рам
Потому, как только человек уподобляет свои ум и деяния умам и деяниям садху, которые в полной мере утверждены в дхарме души — дхарме служения Кришне — он сразу же становится счастлив и достигает цели жизни.
Шри Кришне служат Его трансцендентные слуги посредством целеустремлённой практики преданности (авйабхичари бхакти-йоги). Больше того, без покорности подлинному преданному Кришне преданность никогда не сможет стать непоколебимой (авйабхичари). Таким образом, "лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа: всё совершенство достигается одним мгновением, проведённым в общении с садху". Этот принцип — вечная истина. В молитве, обращённой к двум исполняющим желания Ачарьям, мы находим:
говиндабдхидхам индирашрита-падам хастастха-ратнадиват
таттвам таттвавид-уттамау кшити-тале йау даршайан чакрату
["Шри Рупа и Шри Санатан, высочайшие знатоки Истины, показывают миру Говинду, у стоп Которого Лакшми Деви (само богатство) находит убежище, так, словно Он — драгоценный камень на их ладонях".]
Таким образом, оставаться невнимательным или пассивным в этом отношении [когда речь идёт о том, чтобы найти в Вайшнаве убежище] — это единственное несчастье души. "Ким адхикам ити: нужно ли мне продолжать"?
Ссылки:
сатам прасанган мама вирья-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад асв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
(Шримад Бхагаватам: 3.25.25)
[Господь говорит:] "Благодаря общению с садху, дискуссии, благодаря которым открывается Моя слава, становятся приятны слуху и сердцу. Благодаря наслаждению ими вера, привязанность ко Мне и преданность Мне — путь к свободе — развиваются очень быстро".
ман ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате
(Шримад Бхагавад-гита: 14.26)
"Тот, кто, не отклоняясь, служит исключительно Мне с преданностью, превосходит модусы материальной природы и становится достоин достичь духовного совершенства".