Чудесная природа Вайшнава
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж описывает славу вечных слуг Господа.
Каждый день, ради собственного блага, мы должны петь определённые песни. Прежде всего, нам необходимо смирение, а смирение придёт к нам благодаря таким песням, как «Гурудев! Крипа бинду дийа кара эи дасе» и «Охе Вайшнава Тхакура дайара сагара». Нет сомнений в том, что Гуру играет центральную роль в нашей жизни, но не меньше мы нуждаемся в Вайшнаве. Вайшнав может дать нам Кришну.
кришна се томара кришна дите пара
томара шакати ачхе
[«Кришна твой. Ты способен дать Его. Ты обладаешь этой силой».]
В целом, мы видим, что положение Гуру возвышено и уникально в индийском обществе, но Вайшнавы, по природе своей, очень либеральны и очень милостивы. Госвами демонстрировали нам эту природу. Ни Шрила Рупа Госвами, ни Шрила Санатан Госвами не были Дикша-гуру Рагхунатха Даса Госвами. Его Дикша-гуру был Яду Нандан Ачарья. Но в своих произведениях Рагунатх Дас Госвами лишь один или два раза упомянул Яду Нандана Ачарью, но неизменно прославлял Шри Рупу и Шри Санатана.
Они – Вайшнавы. Шикша-гуру равнозначен Вайшнаву. Временами актуальны такие понятия, как «младший» и «старший», но Шрила Гуру Махарадж привёл пример, сказав, что в футболе мяч всегда оказывается у лучшего игрока, тогда как игрок не опытный может перемещаться по всему молю, но так и не заполучить мяч. Всё зависит от человека. Все дживы-души независимы и являются индивидуальными личностями. Благодаря этому они способны развиваться. Каждый идёт своим путём. Болезнь может быть одной, но лекарства будут для всех разными. Понимая этот принцип, можно судить о многих вещах. Обо всём следует судить взвешенно.
Когда приходит волна, то все, будь они малыми, великими или не слишком великими, уносимы этой волной. Во времена Прабхупады Шрилы Сарасвати Тхакура, пришла одна волна. Во времена Шрилы Нароттама Тхакура пришла другая волна, а во времена Шрилы Свами Махараджа Прабхупады – третья волна, иной природы.
Слушатель: Теперь совершает движение Ваша волна.
Шрила Говинда Махарадж: «Нет, нет [смеётся]. Я лишь пытаюсь служить им. У меня нет иного долга. Гуру Махарадж забрал у меня всё, и теперь я живу благодаря остаткам (трапезы и в широком смысле слова – прим. пер.) Вайшнавов. Такова моя жизнь. Я пытаюсь, насколько это в моих силах, и не знаю, сколько дней у меня осталось, но если я сумею тратить всё своё время на удовлетворение Вайшнавов и удовлетворение Гуру Махараджа, то непременно обрету благо, а также принесу благо другим. Сознание Кришны всегда порождает благо, и никогда – скверну.
бхумау скхалита-паданам бхумир эваваламбанам
(Сканда-пурана)
Мы можем упасть, но мы вновь поднимемся и попытаемся идти вперёд. Мы можем упасть снова, но мы должны идти вперёд.
кшурасйа дхара нишита дуратйайа
(Катха-упанишад: 1.3.14)
Это «скользкий» путь, на котором всегда существует возможность падения. Мы – крошечные дживы-души; но мы можем черпать силу и мощь у других, у Вайшнавов. Когда кама, кродха, лобха, мада, моха и матсарья атакуют нас, что мы должны предпринять? Какой совет дал Рагхунатх Дас Госвами? Он сказал, что мы должны громко призывать имена Вайшнавов и просить их о помощи.*
Мы всегда прославляем Вайшнавов. Мы поём:
кабе шри-чайтанйа море карибена дайа
кабе ами паиба вайшнава-пада-чхайа
[«Когда Шри Чайтанья благословит меня? Когда достигну сени стоп Вайшнавов?»]
Гуру всегда пребывает в высшем измерении почёта, но Вайшнав – помощник общей массы обусловленных душ. Положение Вайшнава таково, что он очень милостив к обусловленным душам. Наряду с этим, Вайшнавы пытаются с большой любовью помогать друг другу.
Шрила Бхакти Винод Тхакур написал:
апурва вайшнава-таттва! атмара ананда –
прашравана! нахи йара тулана самсаре
сва-дхарма балийа йара ачхе паричайа
э джагате! э таттвера шуна виварана
["Чудесна природа Вайшнава! Это источник радости для души. Она не имеет равных в материальном существовании, и известна в этом мире как дхарма души. Пожалуйста, услышь описание этой природы".]
В действительности, это не песня, а поэма, написанная в стиле, известном как амритакшар чханда [белый стих]. Она присутствует в Кальяна-калпа-тару; она очень хороша.
Мы столь удачливы – сегодня мы пытаемся прославить Гуру и Вайшнавов, особенно Прабхупаду Шрилу Сарасвати Тхакура, милость которого распространилась по всему миру благодаря его ближайшим спутникам. Чайтанья Махапрабху принёс сознание Кришны, но в широких масштабах и уникальным образом его распространили Шри Рупа и Шри Санатан. Следуя этой линии, Шрила Сарасвати Тхакур пропагандировал сознание Кришны, а в более позднюю эпоху, в наши дни, по воле божественного начала в этом мире присутствуют Шрила Свами Махарадж Прабхупад и Шрила Гуру Махарадж в качестве нашей единственной надежды. Благодаря этому, удача наша необычайно велика – в том нет сомнений.
Стоит нам единожды услышать Имя Кришны, и этого достаточно для нас – если это Имя приходит к нам из живого источника.
Шримад Бхагаватам содержит следующий стих о Шри Чайтанье Махапрабху:
кришна-варнам твишакришнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи сумедхасах
(Шримад Бхагаватам: 11.5.32)
[«Мудрые поклоняются Шриману Махапрабху, который воспевает Имя Кришны, имеет золотое тело, и сопровождаем Своими экспансиями, вторичными экспансиями, орудиями; санкиртан служит главным средством их поклонения».]
Яджна означает жертвоприношение. Упанишады говорят: атманам виддхи. Ниджеке джанте хабе. Познай себя. Но, даже больше того: пожертвуй собой. Таков смысл мантр в жертвенных обрядах. Сваха означает «жертва». Сва-аха: имеет место быть подобное разделение слова; в попытках понять его смысл, мы всегда используем нимиттартха чатуртхи, что значит: «Кришна есть наслаждающийся, а ты – объект наслаждения. Будь удовлетворён этим». Таков смысл гаятри-мантры, и такова цель нашей жизни. Но когда мы её достигнем? Когда мы принесём себя в жертву таким образом? Сумеем ли мы это сделать, зависит от нас как личностей.
Источник
17 октября 1993.
Примечание
асач-чешта-кашта-прада-виката-пашалибхир иха
пракамам камади-праката-патхапати-вйатикараих
гале баддхва ханйе ‘хам ити бакабхид-вартмапа-гане
куру твам пхуткаран авати са йатха твам мана итах (5)
(Манах-шикша: 5)
«Меня крепко связали страшные разбойники – вожделение, гнев и другие проявления –мучительными, устрашающими путами моих низменных желаний; меня убивают!» Взывай так к Вайшнавам, хранителям на пути к Кришне, убийце Баки, с тем, чтобы они спасли меня от этих врагов, о, ум!»