Динамичное целое
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж указывает на изъяны, разделяемые абсолютным монизмом и научным материализмом.
Означает ли адвайта [доктрина не-двойственности], что мы живём в органическом или же не дифференцированном целом? Целое, адвайта, адвайта-джнян [знание не двойственного характера реальности], признаётся всеми духовно мыслящими людьми. Но что есть истинная концепция адвайты? Сохраняются ли в ней отдельные реалии или всё уничтожается в не дифференцированном единстве? Если всё уничтожается, то как все реалии возникают из этого состояния? Концепция подобного недифференцированного единства подобна теории ископаемого – можно сказать, «духовного ископаемого». Почему бы нам не признать, что органическое целое может быть вечным? Почему только не дифференцированное статичное начало может быть вечным? Почему бы адвайте не быть чем-то динамичным?
Почему вечная субстанция не может быть космосом, гармоничным целым? Наша концепция адвайты должна быть концепцией организма, органического целого, динамичной гармонии. В противном случае, мы вынуждены думать, что динамичное начало возникло из начала статичного, что статичное начало является первоисточником. Если это так, то откуда берётся движение? А если статичное начало лишено сознания, то откуда берётся сознание? Считаем мы нашим источником Брахму [не дифференцированный дух] или ископаемое – мы сталкиваемся с одним и тем же затруднением.
Почему реалии низшей природы должны порождать реалии высшей природы? Почему реалии высшей природы не могут быть непреходящими? Почему, в таком случае, возникает вопрос вечности? Должны ли мы мыслить вечное начало статичным, имеющим природу ископаемого, или же Брахмы (Брахмана)?
Движение возникает из эквилибриума? Почему движение не может быть вечным? Мы видим, что в небе ничто не находится в статичном состоянии; всё находится в движении. Недавно в космическое пространство был послан спутник, и что же мы обнаружили? Мы увидели, что всё находится в движении, и что затруднительно «зафиксировать» феномены мироздания в одной позиции.
Таким образом, мы видим, что динамичный характер бытия естественен даже за пределами этой планеты. Динамизм следует рассматривать как вечное явление, как основу всего, а статичное следует понимать как болезненное, парализованное состояние динамичного целого. Динамичное начало изначально, а статичное – искусственно. Таков концептуальный фундамент Вайшнава-дхармы.
Почему первоначало должно быть статичным и низшего порядка? И почему все благие и высшие реалии должны возникать из ископаемого? Это ошибочное представление. Откровение всегда утверждало: "Существует Бог. Он сказал: «Да будет вода. Да будет свет». И возникла вода, и возник свет". Так истина выражает себя. По Его воле реалии возникают в бытии. Вовсе не так, что низшее явление порождает Бога, ископаемое производит Бога. Скорее, Бог порождает ископаемое.
Произнесено 22 сентября 1981.