Дух жертвенности
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет разницу между цивилизацией, основанной на карме, и жизнью в бхакти (преданности).
Измерение действия и следствия, измерение эксплуатации – это суицидальная цивилизация. Вся цивилизация прогнила до самых основ. В рамках подобной цивилизации люди эксплуатируют природу ради мнимого блага человеческой цивилизации, но, делая это, они берут в долг у природы, и им придётся выплатить его до копейки. Однако, они не верят в это – они не верят в то, что им придётся заплатить по счетам. Тем не менее, долг реален, равно как и оценка размера долга, подобная компьютерной записи. Таким образом, эта цивилизация не является цивилизацией; это анти-цивилизация. Всё это явление прогнило. Это обман; предательство мира души, живого мира. Вся цивилизация – суицидальный обман.
«Простая жизнь, возвышенное мышление». «Извлечь максимум выгоды из неудачной сделки». Такими должны быть наши руководящие принципы. Так или иначе, мы оказались здесь; теперь мы должны использовать наше время и энергию так, чтобы, эксплуатируя этот мир в минимальной степени, выбраться из него. Подлинное решение наших проблем было дано в Бхагавад-гите:
йаджнартхат кармано 'нйатра локо 'йам карма-бандханах
(Шримад Бхагавад-гита: 3.9)
[Господь говорит:] «Карма, трата своей энергии в этом мире, непременно сделает тебя пленником материальной среды. Йаджнартхат – лишь в том случае, если ты действуешь в духе яджны, жертвоприношения, ты избавишься от следствий своих действий. О каком жертвоприношении идёт речь? Не о жертве собой ради себя самого, или отчизны, или общества. Речь идёт не менее чем о жертве ради Безграничного, то есть, Меня, Вишну».
Йаджна ваи Вишну. Хари, Верховный Господь, есть Яджнешвар, истинно наслаждающийся всеми жертвами, абсолютный собственник всего сущего. Ты должен иметь подлинную связь с Ним. Не воображаемую связь, но реальную связь с Ним, тогда следствия любых Твоих действий не будут тебя порабощать.
хатвапи са иман локан на ханти на нибадхйате
(Шримад Бхагавад-гита: 18.17)
Существует измерение, пребывая в котором, можно уничтожить множество планет, множество вселенных, но остаться не затронутым результатами подобных действий. На ханти на нибадхйате – истинный посредник Абсолюта не убивает и не вынужден страдать – ни в малейшей степени – в результате своих действий. Если кто-то полностью избавился от любых эгоистических шаблонов, то где он черпает вдохновение? Каков источник его вдохновения? Это Центр, Абсолют. Центр вдохновляет его действовать, и он действует. Таким образом, чтобы ни делал посредник Абсолютного центра, ему не приходится сталкиваться с какими-либо реакциями.
йаджнартхат кармано 'нйатра локо 'йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа мукта-сангах самачара
(Шримад Бхагавад-гитa: 3.9)
[Господь говорит:] «Действуй, и действуй ради Меня».
карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана
(Шримад Бхагавад-гита: 2.47)
«Ты создан исключительно ради труда; ты не создан ради наслаждения плодами своего труда. Твоя естественная позиция состоит в том, что ты должен трудиться. Ты – энергия. Твой долг состоит в том, чтобы находить применение своим силам. Но плоды твоих трудов принадлежат Мне».
ахам хи сарва-йаджнанам бхокта ча прабхур эва ча
(Шримад Бхагавад-гита: 9.24)
«Не заботься о плодах своей деятельности. Просто делай всё, что поручено тебе; выполняй свой долг. Продолжай действовать, сохраняя чувство долга. Деятель никогда не должен сидеть, сложа руки. Праздность – худший враг».
ма те санго 'ств акармани
(Шримад Бхагавад-гита: 2.47)
«Я опасаюсь, что ты можешь испытывать определённую апатию к деятельности. Если так, то тебе конец – ты оказался в мире разрушения, отречения, неопределённости. Ма те санго, ты должен трудиться ради Меня. Я занимаю одно положение, ты – другое. Не опасайся этого. С чего тебе опасаться? Я – твой друг; Я – твой хранитель. Всё подчинено Моему контролю. Я наслаждаюсь всем, но Ты принадлежишь Мне, Ты Мой друг. Поэтому тебе не следует испытывать какие-либо опасения в связи с твоим будущим. Тебе ничего не грозит. Скорее, твоё будущее лучезарно, когда оно находится в Моих руках. Потому не бойся. Продолжай трудиться, и трудись в Моих интересах. Если ты будешь так жить, если ты будешь следовать этим принципам, то непременно обретёшь благо».
"Иначе говоря, ты должен, проявляя разум, использовать Меня ради собственного блага. Это лучшее применение Твоему разуму".
шри кришнакаршини ча са
(Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 1.17)
критва харим према-бхаджам
(Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 1.41)
Такова поразительная сила преданности: преданность способна превратить Самодержца, Верховного Господа, в любящего друга любого, кто выбирает путь преданности. Преданность обладает такой чудесной силой: она способна побудить Хари, Абсолютное Благо, быть любящим и нежным в отношениях с тобой. Она способна «заставить» Господа быть к тебе благосклонным, дружелюбным с тобой, действовать в твоих интересах. Это сила преданности, сваруп-шакти према. Высочайшая стадия преданности, према, столь могущественна. В её руках пребывает такая необыкновенная мощь, что она способна заставить Самодержца трудиться в интересах Его возлюбленных слуг.
Критва харим према-бхаджам, это естественная удача, которая есть у нас. Если ты станешь стремиться к господству над этим миром, то явится демон реакции, сломает тебе шею и выпьет твою кровь, но бхакти – она способна вложить в твои руки Безграничное, позволить тебе зажать Его в пригоршне.
Гаурахарибол.