Духовное эго
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет, как избавиться от ложного эго.
Вся деятельность, совершаемая в мире иллюзий, осуществляется посредством эго. Прежде всего, необходимо избегать эго. Другое название эго – «эмоция». Временами мы разговариваем эмоционально. Это разновидность эго. Это не слишком пагубно, но наше истинное эго – тождество дживы-души. «Я – джива-душа и слуга Кришны». Это эго, но хорошее эго, поскольку это наше истинное положение.
дживера «сварупа» хайа – кришнера «нитья-даса»
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила: 20.108)
«Я есть это тело. Я – владелец этого дома. Я – хозяин этого бизнеса. Я – господин моей жены, дочерей и сыновей». Подобное эго – дурное эго. Оно иллюзорно. Если я увижу, что каждый служит Кришне, что я также являюсь слугой Кришны, и увижу, что Кришна дал мне шанс служить Ему в обществе других Его слуг, то я обрету подлинное эго. Шрила Бхакти Винод Тхакур очень милостиво написал множество песен, дабы показать нам, как служить Кришне, Гуру и Вайшнаву.
Когда Шрила Кришна Дас Кавирадж Госвами начал составлять Чайтанья-чаритамриту, то он написал:
грантхера арамбхе кари `мангалачарана'
гуру, ваишнава, бхагаван, — тинера смарана
тинера смаране хайа вигхна-винашана
анайасе хайа ниджа ванчхита-пурана
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила: 1.20–21)
[В начале этой книги я призвал благо, вспоминая Гуру, Вайшнава и Бхагавана. Их памятование разрушает все препятствия и легко исполняет желания.]
Если мы служим Гуру, Вайшнаву и Бхагавану, тогда всё дурное эго, иллюзорное эго, покинет нас. Тогда мы способны будем увидеть, что есть что: положение Кришны, майи и других личностей. Это явление зовётся самбандха-джнан.
Шриман Махапрабху учил самбандхе, абхидхее и прайоджане. Самбандха подразумевает наши взаимоотношения с Кришной. Кто есть Кришна? Какова природа обители Кришны? Каковы Его параферналии? Кто Его спутники? Самбандха-джнан содержит объяснение всех этих реалий и того, каким образом они связаны. Абхидхея – это знание о том, как мы можем удовлетворить Кришну и Его спутников.
Прайоджан – это знание о том, что нам необходимо: Кришна-прем, чистая преданность и любовь к Радхе-Кришне. Прайоджан – это наша высшая необходимость, наше предназначение, можно сказать. Как нам достичь цели? Благодаря бхакти, деятельности в духе преданности. Существуют многие виды бхакти, но ананья-бхакти [чистая преданность] необходима, чтобы служить во Вриндаване. Мы можем обрести ананья-бхакти лишь благодаря слугам Радхи-Кришны. Радхарани – высшая служанка Кришны. Её милость приходит через Гурудева. Если мы обретём Её милость через Гурудева, то сможем отправиться в Голоку Вриндаван, чтобы служить Кришне под Её руководством. Это высочайшее явление.
Тем не менее, мы должны получить «начальное образование»: мы находимся в иллюзорной окружающей среде, и, прежде всего, необходимо выбраться из неё. Затем среднее образование: мы должны понять природу нашего долга и выполнять его подобающим образом. Наш долг состоит в служении Кришне, но мы не знаем, что Кришне нравится, а что – нет. Таким образом, мы нуждаемся в руководстве со стороны Гурудева; Гурудев даёт нам указания, позволяющие понять, совершение какого служения будет уместным для нас. Таким образом, от Гурудева, который всегда раздаёт милость, мы получаем всю нашу трансцендентную пищу и благо.