Движение Махапрабху
Мы продолжаем публиковать материалы, посвящённные шаранагати, и фрагменты книги «Шаранагати», сопровождаемые комментарием «Свет Нежной Луны», принадлежащим Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Деву-Госвами Махараджу. В настоящей статье объясняется связь шаранагати и явления Шримана Махапарабху.
атьянта дурлабха према карибаре дана
шикхайа шаранагати бхакатера прана
(Шаранагати: 1.2)
атьянта – крайне; дурлабха – редкий, драгоценный, труднодостижимыйr; према – божественная любовь; карибаре – с тем, чтобы; дана – распространение; шикхайа – учит; шаранагати – самопредание; бхакатера – преданных; прана – жизнь. [2]
(2) Дабы распространить самую редкую разновидность премы, Он учит шаранагати, которое есть жизнь преданных.
Лагху-чандрика Бхашья
Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
атьянта дурлабха према: «Самая редкая разновидность премы». Речь идёт о пятой (высшей) цели человеческой жизни, Шри Кришна-преме. На редкость Шри Кришна-премы обращает внимание Шрилы Рупа Госвами Прабху в своей Бхакти-расамрита-синдху (1.1.36):
джнанатах сулабха муктир
бхуктир йаджнади пунйатах
сейам садхана-сахасраир
хари-бхактих судурлабха
[Шива говорит:] «Освобождение легко достижимо благодаря процессу культивирования знания Брахмы (джнана). Небесные (райские) наслаждения (бхукти) легко достижимы благодаря совершению всевозможных добродетельных поступков (кармы), таких как жертвоприношения. Однако Хари-бхакти крайне тяжело обрести, даже следуя тысячам духовным практик (ибо достижение подобной преданности требует: служения чистым преданным Господа; должного понимания божественной природы Господа; непоколебимой любовной привязанности к Господу, свободной от любой скверны (асакти); и милостивого принятия практикующего Господом)».
В Шри Чайтанья-чаритамрите (Ади-лила, 1.4) самая редкая форма премы, которую пришёл распространить Шри Чайтанья Махапрабху, описана следующим образом:
анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум-уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
Харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах Шачинанданах!
Принесший дар, который прежде никто не давал,
Нисшедший в век Кали по Своей собственной милости,
Дающий уннатоджджвала-расу (высочайшую сияющую расу),
Являющий красоту Своей бхакти (или бхакти к Самому Себе),
Хари, сияющий цветом расплавленного золота, –
Пусть Он, Шачинандана, вечно являет Себя в ваших сердцах!
Шаранагати: «Самопредание». Это значит, сарва-бхаве Бхагавад ашрайя, «принимать Господа своим абсолютным убежищем». Сущности шаранагати дано определение в Шри Шри Прапанна-дживанамритам (1.35):
бхагавад-бхактитах сарвам итй утсриджйа видхер апи
каинкарйам кришна-падаика-шрайатвам шаранагатих
«Вера в то, что всё достижимо благодаря служению Верховному Господу, отвержение даже законов священных писаний, и принятие лотосных стоп Шри Кришны единственным убежищем – совокупность всего этого известно как шаранагати».