Единство в многообразии
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж рассказывает о красоте конкуренции и независимости – явлений, которые служат неотъемлемыми характеристиками бытия.
Ученик: Как мы можем сохранять единство в многообразии и при этом поддерживать интенсивность наших усилий?
Шрила Шридхар Махарадж: Единство и многообразие присутствуют в изначальной системе, анвайат итаратах: существуют прямой и косвенный процессы. Во Вриндаване присутствует такое же положение вещей – подобный «партийный дух». Иначе не может быть, и это не только не предосудительно, но необходимо в органическом целом. Тезис, антитезис, синтез: это сама природа всего творения. Мы можем думать, что оппозиционная партия в парламенте препятствует бесперебойной работе ведущей политической силы, но, рассматривая ситуацию непредвзято, можно понять, что это не так – скорее, существование оппозиции является благом, поскольку она побуждает партию большинства вести себя с большей осмотрительностью; оппозиция делает работу парламента более энергичной. Таким образом, не предполагается, что оппозицию следует свести к минимуму и уничтожить – она способствует тому, что все члены парламента работают с большей энергичностью и усердием.
Киртан лучше смарана, медитации. Почему? Имеет место быть оппозиция, и мы автоматически должны собраться с силами, чтобы одолеть оппозицию, переубедить её. Хотя в смаране отсутствуют внешние возмущения, степень интенсивности, с которой мы совершаем её, может быть меньшей. Когда мы вовлечены в киртан, то неизбежно вынуждены всеми имеющимися у нас силами противодействовать враждебным обстоятельствам.
В эпоху Кали рекомендуется тактика «атака в ответ на атаку». Вовсе не так, что одна лишь оборона поможет нам во всех обстоятельствах. Когда мы переходим в атаку, то непременно должны прилагать к этому все имеющиеся у нас силы. Таким образом, оппозиция имеет законное право на существование, и хотя порой мы считаем, что она нежелательна, объективно говоря, она считается необходимой и вносит свой положительный вклад: негативное начало необходимо, чтобы упрочить позиции позитивного начала. Мы должны понять этот фундаментальный принцип и задуматься над тем, почему и каким образом это так. Этот принцип имеет место быть, и как он оправдан? Мы должны понять это, дабы обрести внутреннюю гармонию.
Существует Кришна, и существует майя. Даже в личном гареме Кришны присутствуют разные группы: группа Радхарани, группа Чандравали и те, кто стоит между ними. Подобное положение вещей необходимо для усиления Его лилы. Все эти реалии порождает Йогамайя. В этом нет изъяна: подобная оппозиция является необходимой частью даже высочайшего измерения бытия. Таким образом, мы можем понять природу единства в разнообразии.
Многообразие, или оппозиция, играет законную роль. Посмотрите на ветки дерева. Каждая ветка стремится выпить из ствола как можно больше сока. Тем не менее, все ветки также помогают друг другу во многих случаях. Стало быть, единство в многообразии присутствует в самой природе. Мы должны понять, как подобное положение вещей благотворно для нас.
В органическом целом происходит конкуренция. Мозг использует одну восьмую часть всей крови в теле. Столь малая часть общей массы тела требует такого большого количества пищи; никакая другая часть тела не получает такого количества крови. Таким образом, существует высокое и низкое, важное и менее важное; они есть и борются между собой за право получать пищу из общей кладовой. Тем не менее, в целом, они дружественны в отношении друг друга. Мы не можем жить только мозгом, пренебрегая стопами и другими частями тела. В органическом целом, всё имеет место быть; каждая часть совершает возложенное на неё служение и является необходимой частью целого.
Господь не может существовать без преданных. Отец немыслим без сына. Чтобы существовали люди щедрые, необходим кто-то, кому можно являть щедрость. Существование великодушия требует наличия кого-то, к кому можно обратить жалость. Таким образом, всё находится в относительном положении: любая реалия зависит, в смысле своего существования, от иных реалий.
«патита-павана» намера сакши дуи бхаи
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила 10.120)
Существование таких злодеев и демонов, как Джагай и Мадхай, необходимо, чтобы увеличить красоту лилы Махапрабху. Схожим образом, Иуда нужен для того, чтобы продемонстрировать великодушие Иисуса.
Недавно у меня родилась следующая мысль в связи с Иудой. Когда Иисус шёл по дороге, неся на плечах крест, а по обеим сторонам дороги столпился народ, в толпе был и Иуда. Иисус шёл со склонённой головой и с крестом на плечах, когда внезапно он поднял голову и посмотрел прямо в лицо Иуде. Мы не знаем, как он сумел понять, что Иуда был в толпе, поскольку шёл с поникшей головой, но когда достиг того места, где стоял Иуда, то неожиданно посмотрел Иуде в глаза так, что тот обезумел и убежал. Подкупленный Иуда предал Иисуса, но после взгляда Иисуса он выбросил полученные деньги и взмолился о прощении. Он почувствовал: «Я – величайший предатель. Что я наделал? Я совершил самое отвратительное деяние».
Подобная мысль возникла у него. Что же он нашёл во взгляде Ииуса? Новая идея родилась у меня, в этой связи; я не знаю, комментировали ли другие этот эпизод, подобно мне*. Я подумал, что во взгляде Христа отнюдь не читалось: «Ты сыграл роль предателя, ты совершил предательство». То не был подобный взгляд; в нём не было мстительности. Скорее, своим взглядом Христос сказал: «Иуда, ты вовсе не используешь меня в своих целях. Напротив, это я использую тебя, чтобы высоко поднять мой стяг; я буду вечно использовать тебя и твоё имя. Поэтому я обязан тебе, мой друг». Подобное послание Иуда обнаружил во взоре Иисуса – великую благодарность в свой адрес.
Иуда почувствовал: «Я поступил с ним дурно, но в его взоре читается благодарность. Как это возможно?» Существует японский боевой стиль, именуемый джиу-джитсу, в котором неистово атакующий побеждается безо всякого сопротивления со стороны противника. Рассматриваемый эпизод подобен этому. Иуда обезумел, видя, что Иисус в высшей степени ему благодарен. Иуда сумел прочитать это в очах Иисуса: «Иуда, я буду вечно тебя использовать. Ты станешь доказывать мою правоту. Ты был использован в интересах столь великого дела. Я использовал тебя и навеки лишил доброго имени, и потому я в высшей степени тебе обязан, мой друг. Пожалуйста, прости меня. Прости мне мой поступок». Понимая, что хочет сказать Христос, Иуда обезумел, осознав, что Христос может быть столь любящим, добрым и благодарным по отношению к нему, предателю. Иуда не смог оставаться там, в толпе. Он, словно безумец, убежал, чтобы искупить свой поступок.
Произнесено 29 сентября 1982 г.
* Любопытно, что догадка Шрилы Шридхара Махараджа правдива: на заре христианства существовали течения, последователи которых давали евангельскому эпизоду предательства Иисуса Иудой аналогичную трактовку. Его размышления – это его собственная оригинальная гипотеза, поскольку он едва ли был знаком с христианским гностицизмом, а Евангелие Иуды (см. ниже) было опубликовано в переводе на английский язык лишь в 2006 г.
Так, существовала группа гностиков-каинитов, обладавших Евангелием Иуды, в котором Иуда был описан не как предатель, а как лучший из учеников. Каиниты прославляли Иуду как сознательного сотрудника в деле спасения, когда Иисуса было необходимо предать архонту (злому правителю) мира сего ради окончательной победы над этим архонтом. С другой стороны, Иуду почитали за то, что он не позволил Иисусу раскрыть слишком много тайн.
В свитках “Евангелия от Иуды” (2-ой или 3-ий века от Р. Х.) содержатся две ключевые идеи: сотворение мира ангелами и спасительная роль предательства Христа Иудой. Иисус заключает договор с Иудой, который становится не предателем, а мучеником и героем. Спаситель выделяет этого ученика и ему поверяет важнейшие тайны, в том числе, своего распятия и судьбы самого Иуды: “Ты будешь проклят потомками и станешь повелевать ими”.
Доступная для прочтения часть текста Евангелия сообщает: Иуда не был предателем и выдал Христа римлянам по его же просьбе. Иуда был, фактически, самым успешным учеником, и единственным, кого Спаситель избрал для того, чтобы открыть всю истину. Так, Христос обращается к Иуде со словами: «Приди, дабы я мог научить тебя тайнам, которых не видел никто никогда» — после чего следует описание откровения. Изложенные в евангелии разговоры Иисуса с учениками (в частности, эпизод, где последние – все, кроме Иуды – просят Христа растолковать их коллективное видение о жестоком жертвоприношении во имя Господа, а тот объясняет, что совершающие его — и есть сами ученики, а жертвы — толпа, которую те вводят в заблуждение) дают основание полагать, что один лишь Иуда целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признанности своего евангелия и даже самой жизни - Примечание переводчика.