Естественная функция души

Естественная функция души

Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур говорит о четырёх качествах, необходимых для воспевания Имени.

Предлагаем вашему вниманию перевод объяснения третьего стиха Шикшаштакам, приведённый в комментарии Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура «Виврити», который был им составлен в 1929 году.

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна 
аманина манадена киртанийах сада харих 
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 17.31)

[«Имя Господа следует воспевать с большим смирением, нежели смирение травинки, с терпением, превосходящим терпение дерева, с почтением к каждому, и без желания почёта со стороны кого-либо».]

Поскольку душа, по природе своей, является слугой Кришны, то естественная, природная функция души, в то время как она пребывает в этом мире и в мире духовном, заключается в постоянном прославлении Господа (Хари-киртане). Среди всех средств и целей самореализации и помощи другим, ничто не сравнится с прославлением Господа. Прославление Господа является как альтруизмом, так и источником блага для прославляющего. Назначение стиха тринад апи суничена состоит в том, чтобы объяснить, как следует воспевать Имя, не совершая оскорблений Имени (Намапарадху) и не создавая подобия Имени (Намабхас). 

Люди, не склонные к Кришне и опьянённые материальным наслаждением, никогда не способны осознать свою незначительность. Пристрастные к наслаждениям не понимают свою естественную незначительность и лишены естественного терпения. Они никогда не способны отказаться от материального эго и материального престижа, и никогда не желают уважительно относиться к другим материалистам. Подобные люди завистливы; но преданные, погружённые в радость служения Имени (Нам-бхаджанананди Вайшнавы) смиреннее травинки, терпеливее дерева, равнодушны к собственному престижу и стремятся поддерживать престиж других. В этом мире лишь они достойны и способны постоянно воспевать Имя Господа.

Престиж, указывающий на почтение, с которым чистые Вайшнавы относятся к своим Ачарьям и Гуру, а также к другим Вайшнавам, берёт начало в их естественной склонности почитать других, и всё уважение, почтение, любовь и другие чувства, которые они демонстрируют в адрес своих последователей, стремясь вдохновить их служить, есть просто проявление природного смирения таких чистых преданных (аманита). Чистые преданные не считают подобное выражение почтительных чувств «материальным престижем», и, терпя нападки глупцов, демонстрируют свой толерантный нрав.
 
Чистые преданные, занятые воспевание Имени, считают себя стоящими ниже травинки, которую топчут все обитатели материального мира. Чистые преданные никогда не считают себя Вайшнавами или Гуру; они считают себя учениками всего мира и стоящими ниже всех остальных. Зная, что каждый атом и каждая крошечная душа есть обитель Кришны, они никого не считают стоящими ниже себя.

Люди, воспевающие Имя, никого и ни о чём не просят в этом мире. Если другие к ним враждебны, то они никогда не проявляют дух мщения; скорее, они молятся о благоденствии агрессоров. Люди, совершающие киртан, никогда не отвергают метод, полученный ими от Шри Гурудева, и никогда, из желания проповедовать новую концепцию, не привлекают внимание к воображаемым Именам, вместо того, чтобы воспевать махамантру Имени Господа. Когда Вайшнав, под руководством Шри Гурудева, пишет книги и совершает киртан с целью проповеди воспевания и славы Имени, это не умаляет его смирения. Однако цветистые слова и имитация смирения, проистекающие из недостатка искренности и стремления ввести в заблуждение массы, не указывают на наличие смирения. 

Воспевая Имя Кришны, великие преданные (махабхагаваты) рассматривают мир как благоприятный для служения Кришне и Его преданным, вместо того чтобы видеть в нём движущиеся и неподвижные инертные материальные формы в качестве объектов наслаждения. Они не создают мантры, отвергая махамантру, полученную от Шри Гуру, и не занимаются проповедью новых концепций. Представление о себе как о Гуру Вайшнавов препятствует смирению. Суть такова: Имя Господа не могут воспевать уста того, кто желает положения Вайшнава или Гуру, но не слушает утверждения Шри Гаурасундара в Шикшаштаке и предаёт забвению собственное «я», движимый желанием богатства и престижа с целью чувственного удовлетворения. Посредством такого киртана [псевдо-киртана, совершаемого подобным человеком], искренние ученики не обретут качества, позволяющие слушать Имя Господа.

, , ,

Возврат к списку