Этапы Пути
«Практика делает человека совершенным». Шрила Ачарья Махарадж вдохновляет преданных, желая, чтобы они имели адекватное представление о природе пути духовного прогресса.
Это третья и заключительная статья из серии публикаций, включающей такие материалы как «Понимая природу анартх» и «Фундаментальные принципы». В основу статьи положены переводы бенгальских текстов из приложения к альманаху-календарю Шри Чайтанья Сарасват Матха за 2013 год.
Стадии пути чистой преданности
("Шри Бхакти-расамрита-синдху" Шрилы Рупы Госвами Прабху)
(1) Шраддха: вера в утверждения священных писаний, развитая благодаря слушанию священных писаний из уст садху.
(2) Садху-санга: принятие стоп Шри Гуру пристанищем, с целью научиться практике бхаджана.
(3) Бхаджана-крийа: практика слушания, воспевания и иных форм служения, согласно наставлениям Шри Гуру и садху.
(4) Анартха-нивритти: избавление от грехов, заблуждений, скорбей и тому подобных явлений, противоположных высшей цели жизни.
(5) Ништха: постоянное, устойчивое и целеустремлённое служение.
(6) Ручи: горячее стремление к Господу и служению Ему.
(7) Асакти: естественное влечение к Господу и служению Ему.
(8) Бхава: чувство божественного влечения к Господу и служению Ему, «растапливающее» сердце; лучи солнца премы.
(9) Према: интенсивная бхава, которая полностью «расплавляет» сердце и наполняет всё существо горячей любовной привязанностью.
Симптомы неустойчивости в практике преданности (бхаджана-крийе)
("Шри Мадхурья-кадамбини" Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура)
(1) Утсахамайи: внезапный приступ энтузиазма.
(2) Гхана-тарала: неустойчивые усилия.
(3) Вйудха-викалпа: нерешительность.
(4) Вишайа-сангара: идущая с переменным успехом борьба с привязанностью к чувственным наслаждениям.
(5) Нийамакшама: неспособность следовать руководству.
(6) Таранга-рангини: привязанность к побочным плодам практики преданности – богатству, наслаждению, почитанию и тому подобному.
Пять препятствий в практике преданности (бхаджана-крийя)
("Шри Мадхурья-кадамбини" Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура)
(1) Лайа: апатия; вялость, проявляемая в процессе слушания, воспевания, памятования и совершения иных практик преданности.
(2) Викшепа: внимание к незначительным явлениям; обсуждение заурядных предметов в процессе совершения практики преданности.
(3) Апратипатти: безразличие; чувство своей неспособности совершать практику преданности.
(4) Кашайа: грех; состояние одержимости гневом, жадностью, гордостью и тому подобным, в процессе совершения практики преданности.
(5) Расасвада: вкус к реалиям бренного мира; отсутствие осознанности в процессе совершения практики преданности в силу привязанности к материальному наслаждению.
Шестьдесят четыре практики преданности
(Амрита-праваха-бхашья Шрилы Бхакти Винода Тхакура – комментарий к Шри Чайтанья-чаритамрите)
(1) Принятие стоп Шри Гуру своим пристанищем.
(2) Принятие посвящения.
(3) Служение Шри Гуру.
(4) Вопрошание об истинной религии и познание таковой.
(5) Следование по стопам садху.
(6) Отказ от собственного наслаждения в силу любви к Кришне.
(7) Жизнь в обители Кришны.
(8) Осуществление лишь самых фундаментальных жизненных потребностей; отказ от излишеств.
(9) Соблюдение Экадаши.
(10) Почитание деревьев амалаки, баньяновых деревьев, коров, брахманов и Вайшнавов.
(11) Отказ от оскорблений в адрес Святого Имени и Божества.
(12) Отказ от общества людей, лишённых преданности.
(13) Отказ от принятия большого числа учеников.
(14) Отказ от необъективного изучения и комментирования различных текстов.
(15) Бесстрастное отношение к потерям и приобретениям.
(16) Свобода от скорби и уныния.
(17) Почтительное отношение к иным Божествам или священным писаниям.
(18) Нежелание слышать речи, в которых оскорбляют Господа или Его преданных.
(19) Нежелание слушать т. н. деревенские речи (то есть, речи обывателей, относящиеся к чувственному наслаждению).
(20) Отказ от дурных мыслей и слов в адрес других.
(21) Слушание рассказов о Господе.
(22) Прославление Господа.
(23) Памятование Господа.
(24) Поклонение Господу.
(25) Молитвенное обращение к Господу.
(26) Служение Господу.
(27) Позиция слуги Господа.
(28) Позиция друга Господа.
(29) Вручение себя Господу.
(30) Танцы перед Божеством.
(31) Пение для Божества.
(32) Исповедание чувств сердца перед Божеством.
(33) Предложение поклонов Божеству.
(34) Почтительное приветствие в адрес Божества или преданного, выражаемое в том, что человек встаёт, когда Божество или преданный предстаёт его взору.
(35) Участие в процессии, в которой везут или ведут Божество или преданного.
(36) Посещение святых мест или храмов, в которых пребывают Божества Господа.
(37) Обхождение Божества.
(38) Рецитация гимнов.
(39) Совершение джапы.
(40) Совместное воспевание Святых Имён.
(41) Почитание благовоний, гирлянд и других артефактов, которые были предложены Божеству.
(42) Почитание махапрасадама.
(43) Участие в арати и фестивалях.
(44) Посещение Божества.
(45) Поднесение Божеству дорогих для поклоняющегося предметов.
(46) Медитация.
(47) Служение Туласи.
(48) Служение преданным.
(49) Служение обители Господа.
(50) Наслаждение чтением и слушанием Бхагаватам.
(51) Усилия, совершаемые исключительно ради Кришны.
(52) Ожидание милости Господа.
(53) Участие в фестивалях, в рамках которых преданные почитают Игры Господа.
(54) Полное вручение себя Господу.
(55) Соблюдение Картика и иных обрядов.
(56) Нанесение на тело символов преданности.
(57) Нанесение на тело Имён Господа.
(58) Украшение тела цветами, предварительно поднесёнными Божеству.
(59) Питие чаранамриты Божества.
(60) Общение с садху.
(61) Воспевание Святого Имени.
(62) Слушание Шримад Бхагаватам.
(63) Обитание в Матхуре.
(64) Служение Божеству с верой и преданностью.
сакала-садхана-шрештха панча анга
кришна-према джанмайа эи панчера алпа санга
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 22.125)
Последние пять из описанных выше практик – лучшие из всех практик преданности. Даже незначительная связь с этими практиками становится причиной того, что в сердце пробуждается божественная любовь к Кришне.