Это всё к лучшему
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, каким должно быть совершенное восприятие окружающего мира.
Глубокое восприятие высшей первопричины подразумевает видение высшей причины всякого происшествия, а не обозрение поверхности вещей. Мы не должны быть удовлетворены поверхностью, но обращать взоры в глубину. Мудрый политик не смотрит на поверхность вещей, но проникает в их глубины: «Какова причина этой неудовлетворённости, этого события? Должна существовать глубокая причина, стоящая за данным феноменом». Глубочайшее восприятие действительности должно быть таким, что всё исходит, течёт из Него, а Он дружелюбен. Нет причин жаловаться на высшую причину. Я должен занять позицию, позволяющую вести умиротворённую жизнь. Если я не нахожу в своей жизни покоя, то причина кроется во мне, а не во внешнем мире. Такое указание нам дают.
Однажды некий немецкий учёный заметил: «Бхагавад-гита подчёркнуто утверждает следующее: «Не заботься о результатах и полностью отдай себя выполнению долга. Сосредоточься исключительно на нём и никогда не гонись за результатом. Никогда не позволяй себе оставаться в релятивности результата. Всё твоё внимание, на сто процентов, должно быть направлено на выполнение долга. Это тот фундамент, на котором можно возвести здание окончательной и совершенной жизненной гармонии. Ты сумеешь обрести мир повсюду, если будешь в состоянии занять подобную позицию».
Таким образом, как говорит пословица, «заправляй бак собственного автомобиля», не пытаясь обращаться к чужим авто. Делай своё дело и предоставь остальное Ему, который представляет целое.
карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана
ма карма-пхала-хетур бхур ма те санго 'ств акармани
(Шримад Бхагавад-гита: 2.47)
В то же время, не отказывайтесь от выполнения долга. Вы должны делать то, что, как вы чувствуете, является вашим долгом. В противном случае, вас постигнет та же участь, что и шанкаритов с буддистами: паралич. Любой ценой следует сохранять динамичный характер существования: «Если у меня нет прав на плод, то зачем мне совершать усилия?» Не позволяйте этой безумной наклонности вводить вас в заблуждение. Оставайтесь максимально активными. Отдавайте все свои силы делу выполнения долга; сохраняйте полноту бодрствования в этом измерении. Не позволяйте себе впадать в спячку; соскальзывать в состояние тупости или апатии. Действуя в вышеописанном духе, вы сумеете отказаться в измерении совершенной реальности, который совершенно отчётливо предстанет вашему взору.
Таков совет Бхагаватам и Гиты. Гита даёт основу, фундамент, а Бхагаватам показывает результат, положительную сторону, в следующей шлоке:
тат те ’нукампам сусамикшаманах
(Шримад Бхагаватам: 10.14.8)
Тебя окружает исключительно благо; лишь ты сам обманываешь себя. Твоё видение реальности искажено. С окружающим миром всё в порядке. Ты сам являешься преступником. Поэтому все твои усилия должны быть направлены на то, чтобы исцелиться, избавиться от изъянов. Вот что необходимо.
Сидя, сложа руки, вы увидите, как всё искомое пришло к вам? Нет. Скорее, вы должны вернуться к Богу, вернуться домой. Переход от нынешнего эго к этой концепции подразумевает, что вы ступите на землю Бога, где царят мир и благо. Существует максима: «Всё, что ни делается, делается к лучшему», а поэт Кольридж, в «Поэме о старом мореходе», сказал:
Тот молится, кто любит всё –
Создание и тварь;
Затем, что любящий их Бог
Над этой тварью царь.
(пер. Николая Гумилёва)
Произнесено 29 мая 1983 г.