Использовать всё
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, как занять правильную позицию по отношению к окружающему миру.
Ученик: Должны ли мы придавать значение обстоятельствам, порождаемым материальной энергией? Бывает ли так, что за ними стоит некое намерение или замысел высшей, духовной энергии?
Шрила Шридхар Махарадж: До известной степени – настолько, насколько эти обстоятельства помогают нам прогрессировать в направлении духовного, – мы можем прибегать к их помощи. Обстоятельства, в которых мы, в настоящее время, находимся, следует использовать с целью духовного прогресса. Мы должны в полной мере пользоваться текущей ситуацией. Юкта-вайрагья: даже пища, отдых, сон – мы будем использовать все явления, в гуще которых мы сейчас находимся, таким образом, чтобы они максимально помогали нам прогрессировать. Мы станем использовать их в таком духе (йукта-ваирагйам). Всё может быть использовано, даже то, что может казаться опасным или нежелательным.
на хи калйана-крит кашчид дургатим тата гаччхати
(Шримад Бхагавад-гита: 6.40)
Если мы искренни, то увидим, что многочисленные опасности и трудности возникают на нашем пути, чтобы помочь нам, чтобы испытать нас, и мы можем использовать их ради осуществления наших высших намерений. В деле нашего прогресса могут быть использованы не только благоприятные явления, но и неблагоприятные.
тат те 'нукампам сусамикшаманах
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак
(Шримад Бхагаватам: 10.14.8)
Моя собственная карма, горький опыт, преподаст мне хороший урок, содержание которого таково: моя связь со всеми этими реалиями чревата последствиями. Поэтому я не должен оставаться здесь, на земле реакций (следствий прошлых поступков). Неблагоприятные явления помогут мне – косвенно.
Прогресс подразумевает отвержение, отказ от настоящего положения, и принятие нового, движение в светлое будущее.
адхах-критам индрийаджам джнанам йена сах адхокшаджа
Суть, истина такова, что природа вашего существования и чувств ниже Его природы. Он находится за пределами измерения вашего опыта. Таким образом, Он есть адхокшаджа – непознаваем для вас, в вашем нынешнем положении. Он познаваем лишь с помощью священного писания. Прибегая к помощи писаний и святых, мы можем получить некоторое представление о природе этого непостижимого начала. В противном случае, познать Его невозможно.
йам эваиша вринуте тена лабхйах
(Катха-упанишад: 1.2.23)
Лишь тогда, когда Он Сам придёт к нам, мы сумеем понять Его, и то, лишь частично. В настоящее время мы совершаем жертву ради незримого, мы отдаём себя незримому, поскольку испытываем отвращение к нынешней реальности.
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
(Шримад Бхагавад-гита: 4.34)
Пранипат: я вручаю себя истине. Почему? Я испытываю отвращение к реальности, которая меня окружает в настоящее время. "Пранипат" означает абсолютную концентрацию, исключительную концентрацию. Затем парипрашна, искренние расспросы. И сева – чего я хочу от Него? Единственно, чтобы Он использовал меня в Своих целях. Речь не идёт о том, что я получу в том измерении что-то ценное, унесу к себе и использую здесь, в низшем измерении, в своих низменных целях. Не об этом идёт речь. Сева подразумевает, что я ищу господина, возможности быть рабом. Мы должны обращаться в таком духе. Сева: я хочу общества высшего начала исключительно для того, чтобы быть использованным им. Я хочу служить, а не наслаждаться, не эксплуатировать. Пранипат, парипрашна и сева: в таком духе нам следует искать истину.
Произнесено 3 июля 1982 г.