Характер Рамананды
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж рассказывает о том, как преданные оценивают качества Рамананды Рая.
Ученик: Мы слышали, что Рамананда Рай является воплощением Вишакхи, а также Арджуны.
Шрила Шридхар Махарадж: Причиной этому замечанию служит то обстоятельство, что присутствует некоторое сходство характеров этих персонажей. Природу Рамананды, его неизменную природу, можно обнаружить в Вишакхе. Сторонники лагеря мадхура-расы воспринимают Рамананду Рая как Вишакху во внутреннем круге Господа, а внешне, в сакхья-расе, иные могут воспринимать его в качестве Арджуны: он очень сдержан, очень искусен, очень покорен, очень мягок.
Таковы качества Арджуны, и они внешне присутствуют в Рамананде — внешне, в сакхья-расе. Внутренне, его качества напоминают качества Вишакхи: он сдержан и объективен, практически нейтрален, склоняясь, всё же, на сторону Радхики, но должным образом учитывая интересы Кришны и симпатизируя Ему. (Прим. пер. - в данном случае, Шрила Шридхар Махарадж, описывая, казалось бы, качества Вишакхи Деви, использует местоимение «он», что естественно, учитывая рассматриваемое им тождество личностей Рамананды и Вишакхи). Такого рода мадхура-раса дасью, служение, мы находим в Рамананде. Личности, которые в большей мере связаны с мадхура-расой и озабочены ею, склонны видеть в нём Вишакху. Те же, кто не имеет такой оценки мадхура-расы, внешне видят в нём характеристики Арджуны.
Во многих местах сказано, что в одной, главной, личности могут вмещаться качества личности второстепенной. Когда губернатор посещает провинцию, то он временно исполняет и вмещает функции главы провинциального округа. Юга-аватар Кришна присутствует в Сваям Бхагаване Кришне. Махапрабху также является Сваям Бхагаваном: Радха-Говинда и Юга-аватар пребывают в Нём.
Иногда мы видим, что Яшода «вобрала в себя» определённую дхару (функцию), или что Нанда «поглотил» чью-то функцию — формальным образом. Подобное явление можно наблюдать в Васудеве, Нанде, Сутапе и других. Такого рода концепцию мы находим во многих случаях — например, в случае гопи. Это возможно. Личность большего калибра может временно осуществлять меньшую функцию. Менее значимая функция может «слиться» с более значимой функцией. Это временное состояние. Примеры тому многочисленны. Это вполне возможно. Скажем, некто может заявить: «О, Вы туда идёте? Туда нужна послать слугу с определённой миссией. Но теперь, уж коли Вы сами туда идёте, пожалуйста, окажите эту услугу. Тогда не нужно будет посылать слугу. Вы туда направляетесь, так окажите, будьте так добры, эту услугу — не требующую особых усилий, но ценную. Вы всё-равно туда идёте, и потому будете в состоянии оказать и эту помощь, помимо Вашей главной миссии». Приблизительно так.