Ключ к успеху
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж говорит о духе смиренного служения.
В Адвайа-джнане [Абсолюте] присутствует гармония различных стадий служения и характеров слуг; присутствует градация. Хотя суждения абсолютного характера (татастха-вичар) также имеют место быть, это не означает, что нас вдохновляют быть равнодушными к слугами низшего уровня. Мы не должны занимать подобную позицию. Мы должны проявлять осторожность, не питая враждебных чувств и не принижая достоинство слуг, занимающих своё соответствующее положение. Мы должны быть осторожны в этом отношении; неправильная позиция будет оскорблением нашего Владыки. Мы не должны обескураживать тех, кто вовлечён в служение различных уровней. Такая позиция воспрепятствует нашему собственному прогрессу. Скорее, нам должна быть присуща противоположная тенденция: мы должны жаждать служение низшего характера. Такова природа, и таков закон высшего измерения бытия.
Сама Радхарани говорит: «Милостью Туласи Деви, Я соприкоснулась с Кришной». Хотя Она вечно связана с Кришной лучшими из уз, Она говорит: «Милостью Туласи Деви, я достигла подобного положения». Это
тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих
[«Тот, кто смиреннее травинки, свободен от гордости и почитает других, достоин всегда воспевать Имя Господа».]
Это первостепенное, в смысле своей значимости, утверждение Махапрабху, обладает глубокой, очень глубокой и глубочайшей ценностью. Гордость неспособна позволить нам занять высокое положение. Наша склонность, симпатия должна всегда быть обращена к низшему служению. Сама Радхарани говорит: «Я всегда жажду служения божественным стопам. Я хочу служить в качестве служанки, но, поскольку Кришна хочет наслаждаться Мной иначе, то лишь для того, чтобы осуществить Его искренне желание, Я предлагаю Себя так, как Он пожелает. Я же склонна единственно служить Его стопам». Такова Её природа, и это природа всей иерархии духовного мира. И в этом заключается его красота.
Ученик: Махарадж, если мы должны стремиться к низшему служению, то это ведь не означает, что мы должны стремиться к шанта- или дасья-расе?
Шрила Шридхар Махарадж: Если двигаться в вышеописанном духе, то искомого измерения будет достичь легко. То есть, занимая определённое положение, мы придём к откровению. Там наше стремление будет сведено к тому, что легко достижимо. Иногда они даже говорят: «Мы ревнуем флейту к её положению». Иногда возникает и такое чувство. Это ключ к успеху: смирение – тринад апи сунич тарор апи сахишну [«большее смирение, нежели смирение травинки, и большее терпение, нежели смирение дерева»]. Это шаранагати [само-предание], и это ключ к успеху. Оно усилит наше негативное само-восприятие, благодаря чему Кришна сможет ответить нам максимально благосклонно. Мы всегда будем склонны к служению на низшем уровне.
сакхйайа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам
дасйайа те мама расо ’сту расо ’сту сатйам
(Вилапа-кусуманджали: 16)
Подобная природа, подобное чувство было выражено Дасом Госвами: моя реальная, внутренняя, искренняя тенденция должна быть такой – склонностью к низшей стороне: «Я недостоин, у меня нет качеств». Благодаря этому возрастает наша квалификация, и таково учение Махапрабху: тринад апи суничена. Долговременная перспектива передана в этом стихе:
тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих
Эта позиция принесёт вам величайшее благо. Не пытайтесь возвыситься, но пытайтесь занять низший уровень. Это ключ к успеху в том царстве: быть смиренным среди смиренных.
Примечание
Произнесено 5 сентября 1981 года.