Ловушка Майи
Продолжая публикацию материалов о шаранагати, мы предлагаем вниманию читателей статью, в которой описано воздействие майи Господа на душу.
Шаранагати
Песня Первая: Стихи Второй и Третий
джанани-джатхаре, чхилама джакхона,
бишама бандхана-паше
эк-бара прабху! декха дийа море,
банчиле е дина дасе
джанани – моей матери; джатхаре – в утробе; чхилама – я находился; йакхана – когда; вишама – ужасающий; бандхана – путы; паше – верёвками; эка – один; бара – время; прабху! – о, Господь!; декха – видение; дийа – дающий; море – мне; ванчиле – лишённый; э – этот; дина – нищий; дасе – этому слуге. [2]
(2) В то время, когда я был связан ужасными путами в утробе матери, Ты однажды явил Себя мне, о, Господь. Однако, с тех пор Ты ни разу не дарил Своё общество этому бедному слуге.
джанани-джатхаре … е дина дасе: «О, Господь!.. Ты лишил этого бедного слугу». Лишь души, которые, благодаря божественной удаче, непосредственно встречают Господа, находясь в утробе матери, испытывают разлуку с Ним (появляясь на свет), и способны сказать: «О, Господь! Ты лишил этого бедного слугу». Вышеописанное происходит не со всеми дживами. К такому заключению Шрила Джива Госвами Прабху приходит в своих сандарбхах.
такхана бхавину, джанама паийа,
бхаджана тава кариба
джанама ха-ила, пади ’ майа-джале
на ха-ила джана-лава [3]
такхана – тогда; бхавину – я думал; джанама – рождение; паийа – достигая; кариба – я буду совершать; бхаджане – служение; тава – Твой; джанама – рождение; ха-ила – случилось; пади’–падая; майа (майара)– Майи; джале (пханда)– в сети (ловушку); на – нет; ха-ила – стал; джнана (джнанера) – знания; лава (леша) – часть (след). [3]
(3) В тот момент я думал, что стану совершать служение Тебе после того, как появлюсь на свет. Однако, родившись, я угодил в ловушку майи, и ни следа былой осознанности не осталось во мне.
майа-джале: «Ловушка Майи». Шрила Бхакти Винод Тхакур описал функцию майи следующим образом:
сварупартхаир хинан ниджа-сукха-паран кришна-вимукхан
харер майа дандйан гуна-нигада-джалаих калайати
татха стхулаир лингаир двивидха-варанаих клеша-никараир
маха-кармаланаир найати патитан сварга-нирайау
(Даша-мула-шикша: 6)
«Кандалами гун материальной природы майа Шри Хари сковывает эгоистичных живых существ, отвернувшихся от Него и позабывших, в чём состоит подлинный интерес их «я». Покрывая их грубыми и тонкими материальными телами и подвергая их всяческим страданиям, майа постоянно таскает их по райским и адским мирам с помощью тугих верёвок их кармы».
Также, в Бхакти-расамрита-синдху (1.1.4) «ловушка Майи» описана как парибхутам кала-джала-бхийах, «устрашающая сеть времени (которая служит причиной череды страданий, порождаемых рабством таким явлениям, как рождение, смерть и тому подобное)».