Любовь подразумевает привязанность

Любовь подразумевает привязанность

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о симптомах устойчивой преданности.

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о симптомах устойчивой преданности.

Данная статья служит продолжением публикации «От эмоции к преданности».

В нашем распоряжении есть энергия, и порой, если мы делаем что-то с энтузиазмом, но не серьёзно подходим к нашей духовной жизни, то происходит злоупотребление этой энергией. Многие деяния мы можем совершать эмоционально. Скажем, у меня в кармане может быть 100 или 1000 долл., и я, движимый эмоциями, их отдаю. В таком случае, как мне добраться из храма домой? Мои карманы будут пусты. Подобные действия – пример эмоционального, безрассудного поведения. Когда же я твёрд в моих принципах, то буду понимать, что хотя бы часть денег я должен сохранить, чтобы расплатиться с таксистом и вернуться домой.

Наши, совершаемые с энтузиазмом, поступки, порой эмоциональны. Порой мы повторяем Харе Кришна махамантру эмоционально, а не с преданностью. Но мы не должны заявлять это во всеуслышание, потому что, если мы станем прямо говорить, «подобное повторение не имеет отношения к преданности», то люди, о которых идёт речь, впадут в отчаяние. Соответственно, мы помалкиваем, но знаем, что, зачастую, речь идёт об эмоциях – не о преданности.

Эмоция тоже хороша, если её причина хороша. Если я отдаю всю свою наличность, чтобы спасти чью-то жизнь, то это не плохо. Что я должен сделать, чтобы спасти мою духовную жизнь? Эмоциональные, сантиментальные усилия хороши, но если мы пытаемся совершать практику осознанно и серьёзно, то наши эмоции автоматически трансформируются в любовь, нежность, сердечное тепло.

Нежность подразумевает привязанность; когда привязанность будет в достаточной мере развита, тогда наша преданность станет устойчивой. Мы будем чувствовать: «Это мой долг. Я должен его выполнять. У меня нет иного пути». Если мы обретём подобную устойчивость, то обязательно получим хорошие результаты. Нас будет ждать полный успех. Подобная стойкая привязанность есть преданность в подлинном смысле слова.

Когда эмоции разовьются в привязанность, тогда любовь возрастёт, и будет усиливаться. Если вы радуетесь, приходя в храм, то это хорошо. Но, если вы получаете поддержку и заботу и продолжаете достойно себя вести, то почувствуете привязанность к храму. Вы почувствуете: «Я – член этого храма». Вы захотите что-то подарить храму. Когда привязанность и любовь разовьются, то ваше положение в духовной жизни будет устойчивым. Это и есть преданность.

Если часы показывают пять утра или половину шестого утра, а вы не слышите звон храмовых колоколов, то почувствуете дискомфорт. Вы не останетесь безучастны, но пойдёте и спросите: «Прабху, Вы ещё не проснулись? Уже половина шестого утра».

Если пуджари не совершает пуджу согласно расписанию, то вы ему поможете. Почему? Потому что у вас есть привязанность. Есть любовь. Видя некий изъян, вы не станете закрывать на него глаза, но попытаетесь исправить.

Такова природа преданности: думая о чём-то, в силу привязанности и любви, вы пытаетесь взаимодействовать с этим явлением или человеком в духе преданности.

Рупа Госвами Прабху объяснил, какова природа истинной преданности, так:

кшантир авьяртха-калатвам вирактир мана-шуньята

аша-бандхах самуткантха нама-гане сада ручих

асактис тад-гунакхьяне притис тад-васати-стхале

итй-адайо ‘нубхавах сьюр джата-бхаванкуре джане

(Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 3.25–26)

Прежде всего, кшантир: терпимость и смирение. Эти качества придут к вам, и с их помощью вы будете пытаться служить Господу. Авьяртха-калатвам: вы не сможете провести ни единого мгновения без попыток удовлетворить Господа. Это подлинная привязанность и любовь.

Когда привязанность к бренному миру вас покинет, то вы автоматически почувствуете привязанность к трансцендентной реальности и тому, что в ней происходит. Привязанность к бренному покидает человека постепенно.

Аша-бандхах: вы всегда будете лелеять в сердце такую надежду: «Если у меня есть истинный хранитель, подлинный садху, то я обязательно получу должный результат. Возможно, это произойдёт завтра или в будущем, но я не буду обманут. Все священные писания утверждают, что необходима вера в Гуру. Я могу быть далёк от совершенства, но они совершенны и способны превратить меня в совершенного слугу».

Мы никогда не лишимся надежды. Со временем, наше естество укоренится в измерении преданности. Тогда иллюзорное влияние эмоциональности уйдёт – наши сердца будут чисты. Эмоции, как таковые, не являются злом, но лишь благодаря преданности мы можем достичь устойчивой, непоколебимой преданности.

Ребёнок может плакать, но мать понимает, что ему нужно. Другие могут не понимать. Порой мать может игнорировать плач ребёнка, поскольку она знает, чем вызван плач. Даже поступая так, она переполнена любовью к ребёнку. Достойная мать может играть с ребёнком или игнорировать его, но и  в том, и в другом случае, её привязанность к ребёнку и любовь к нему нерушимы.

Шрила Рупа Госвами Прабху привёл другой пример: 

йуватинам йатха йуни йунам ча йуватау йатха 

мано ме ‘бхирамате тадват мано ме раматам твайи 

(Падма-пурана)

Когда юноша и девушка влюбляются, они думают исключительно друг о друге. Девушка – о юноше, юноша – о девушке… Когда их привязанность становится очень сильной, они не способны думать ни о ком и ни о чём другом. Они даже не видят реалии окружающего мира.  «О, Кришна, подари мне подобную привязанность к Твоим лотосным стопам». Таков смысл этого стиха.

«Я не желаю думать ни о чём другом, кроме Твоих лотосных стоп». Это – преданность. Так, когда мы идём в верном направлении, и у нас есть достойный наставник, происходит переход от эмоциям к преданности. В действительности, эмоции и преданность – это совершенно разные явления. Кто-то может петь Харе Кришна махамантру очень и очень «экстатично», но, если подлинная привязанность и суть отсутствуют, то речь идёт не более чем о демонстрации неких эмоций. Если же привязанность и суть есть, тогда это пение/повторение совершается в духе преданности.

кшантир авьяртха-калатвам вирактир мана-шуньята

аша-бандхах самуткантха нама-гане сада-ручих

асактис тад-гунакхьяне притис тад-васати-стхале

итй-адайо ‘нубхавах сьюр джата-бхаванкуре джане

(Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 3.25–26)

«Тот, в ком проросло семя божественной любви, наделён следующими характеристиками: он терпелив, он не тратит время впустую, он отрешён (от мирского), смиренен, полон надежды, жажды, имеет вкус к воспеванию Имени Господа, привязан к беседам о славе Господа и склонен жить в обители Господа».

йуватинам йатха йуни йунам ча йуватау йатха 

мано ме ‘бхирамате тадван мано ме раматам твайи

(Падма-пурана) 

«Пусть мой ум будет привязан к Тебе, мой Господь; пусть эта привязанность будет подобна взаимному влечению девушки и юноши». 

, , , ,

Возврат к списку