Наш обет
Обращение Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа к преданным перед разлукой с ними.
Обращение Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа к преданным в Австралии в последний вечер его визита во время первого мирового тура Его Божественной Милости.
Мы намерены создать здесь общину, миссию, но Прабхупад Сарасвати Тхакур предостерегал нас относительно миссионерской деятельности. Необходимо понять его волю и всем сердцем её исполнять. Мы должны практиковать сознание Кришны. Мы не пришли в этот мир для того, чтобы строить здания, разбивать цветники или создавать здесь какие-то предметы роскоши. Не для этого мы явились в этом бренном мире.
“আমরা কিছু কাঠ পাথরের মিস্ত্রী হতে আসি নাই [амра кичху кхатх патхарер мистри хате аси наи: Мы не пришли в этот мир в роли мастеровых и строителей]". Такова позиция Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Мы пришли со следующей целью:
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
(Падйавали: 74)
["Я — слуга слуги слуги лотосных стоп Господа”.]
Таково наше чувство. Мы хотим, чтобы подобное сознание поселилось в сердце каждого; мы хотим, чтобы все стали такими слугами слуг. “সেইটি হচ্ছে গিয়ে আমাদের একান্ত কর্ত্তব্য কর্ম্ম [сеити хаччхе гийе амадер эканта картавйа карма: Это наш единственный долг].” Мы находимся в этом мире не для того, чтобы строить дома или даже храмы или что-то в этом роде. Мы хотим, чтобы сердце каждого стало Храмом. Мы хотим, чтобы Миссия Махапрабху пребывала в сердце каждого. Это и есть «проповедь сознания Кришны», и это наш долг. Чтобы выполнять его, мы пришли в этот бренный мир.
“শত দুঃখ শত গঞ্জনা শত লাঞ্চনা পেলেও হরিভজন সাধন এই প্রতিজ্ঞা আজ আমাদের করার দরকার [шата духкха шата ганджана шата ланчана пелео Хари-бхаджан садхан эи пратиджна адж амадер карар даркар: Сегодня мы должны пообещать, что будем практиковать преданность Господу, даже если столкнёмся с сотнями испытаний, оскорблений и насмешек]". Мы не должны оставлять сознание Кришны. Это единственное богатство наших душ. Я процитировал вам слова нашего Парам Гурудева. Мы должны пытаться проповедовать сознание Кришны массам — ради блага всех и каждого. Но, прежде чем делать это, мы должны попытаться превратить сердце в Храм. И в Храме этом мы станем служить Божеству, Радхе-Говинде. Такова главная цель нашей жизни.
Сегодня я вспоминаю другие слова Шрилы Сарасвати Тхакура, которые вышли из глубин его сердца и были обращены к его преданным. Я вспоминаю их, потому что завтра я уеду. В преддверии разлуки я вспомнил его слова. Осознав это, я тотчас же вспомнил его речи: «Вы все пришли ко мне, и все вы питаете ко мне великую любовь. Вы все, будучи моими близкими спутниками, сотрудничаете со мной, пытаясь практиковать сознание Кришны. Такое положение вы все занимаете. Вы можете покинуть меня физически, или же я могу оставить ваше общество, но все вы пообещали мне: «Да, мы будем пытаться практиковать сознание Кришны». Не забывайте об этом. Такова моя просьба». Это слова Прабхупады, не мои слова, но сегодня я их вспоминаю.
Вы все дарите мне великую любовь, нежность, сотрудничество — всё. Вы озаряете мою жизнь, и благодаря этому свету я вижу, как преданные доносят славу Махапрабху до всех обитателей этого бренного мира. У вас всех есть эти качества, и вы пообещали мне, что не оставите сознание Кришны. Перед ликом Махапрабху вы пообещали практиковать сознание Кришны. Однако многое может случиться в вашей жизни. Например, одна очень хорошая преданная неожиданно потеряла свои чётки. Так случилось, что их украли. Я переживал, думая, уж не потеряла ли она паспорт и другие ценные вещи, и думал о том, как она может их вернуть, но её волновала исключительно судьба чёток. Я видел её чувства, и сердце моё ликовало. Я думал: «Это настроение преданности. Её не волнуют мирские ценности и проблемы. Она думает: «Почему Кришна забрал мои чётки?»
Такова природа Кришны. Кришна очень игрив и всегда стремится создавать Своим преданным проблемы. Он желает видеть, как преданные сохраняют дух преданности. Прабхупад сказал, что мы можем столкнуться со многими испытаниями. Даже Харидаса Тхакура избили на двадцати двух рыночных площадях. Его единственная «вина» заключалась в том, что он Он пел Хари-нам. Он «оскорбил» религию Кази, и тот наказал Харидаса. Но Тхакур заявил:
кханда кханда хаи деха йайа йади прана
табу ами вадане на чхади хари-нама
(Шри Чайтанья-бхагавата: Ади-кханда, 16.94)
"Ты можешь разрубить моё тело на многочисленные куски и лишить меня жизни, но я не в силах отказаться от Кришна-нама».
В истории сампрадайи Махапрабху мы видим многочисленные примеры того, как преданные терпели разные невзгоды, а также видим, что Прабхупад Сарасвати Тхакур всемерно одобрял такую позицию. Сегодня я вспоминаю о том, как преданных, уезжавших из Маяпур Дхама (или он сам покидал Дхам), Сарасвати Тхакур молил: «Вы все пообещали мне практиковать сознание Кришны. Пожалуйста, не забывайте об этом». Также Прабхупад подчёркнуто говорил: «Пожалуйста, не обманывайте меня. Я прошу об этом всех преданных». Прабхупад Сарасвати Тхакур обращал этот призыв ко всем преданным в Маяпур Дхаме. Сегодня я вспоминаю эти эпизоды.
Вы все живёте так далеко от Индии, но теперь «далеко» превратилось в «близко».
тад дуре тад в антике
(Шри Ишопанишад: 5)
["Он далёк, но Он близок».]
Если вы храните в сердце Божество Махапрабху и Харе Кришна махамантру, то сумеете превратить тело в трансцендентный Храм. Это великая надежда для нас, и лично я надеюсь на то, что мы все можем попытаться идти в этом направлении. Я не могу сказать: «Я в полной мере доволен всеми и всем». В этом бренном мире невозможно быть полностью довольным. Но мы должны, образно говоря, торговать за наличные. Таков мой совет, адресованный всем и каждому.
Какой бы суммой вы ни располагали — будь то сто долларов, десять или пять — открывайте своё дело и пытайтесь его расширять. «У меня есть некоторая вера, некоторый дух преданности. Возможно, это не дух абсолютной преданности, но, полагаясь на него, я буду пытаться идти вперёд». Мы пообещали это. Мы получили дикшу [посвящение]. Это означает, что мы пообещали Гуру не оставлять сознание Кришны. Я чувствую великую надежду, видя, что все вы — Вайшнавы с простыми сердцами и тверды в ваших обетах.
Существуют две категории Вайшнавов: бхара-вахи и сара-грахи [букв. «носящие ношу» и «пьющие сущность»]. Представитель первой категории смотрит вовне. Он видит правила, ограничения и различные цели и ориентиры. Опираясь на всё это, он пытается распространять сознание Кришны. Это бхара-вахи Вайшнава. Если в сердце нет чувства, нет сознания, то Миссия, построенная такими преданными, будет представлять собой лишь внешние декорации. Да, вы можете построить большое здание, разбить прекрасный сад и открыть просторную гостиницу. Делать можно всё, что угодно, но если вы не пытаетесь практиковать сознание Кришны, то любые начинания будут безнадёжно испорчены. В этом бренном мире можно, в рамках отведённого нам срока, пытаться делать то или иное, но срок этот невелик, и мы должны стараться сделать как можно больше, пытаясь достичь цели. Махапрабху распространял Свой Хари-нам-санкиртан по всему миру. Теперь шанс продолжать Его дело пришёл к нам, и мы пытаемся. Но мы должны максимально возможным образом вручить себя лотосным стопам Хари-нама, который тождественен Кришне. Такова моя молитва.
Если я сумею сюда вернуться, то это очень хорошо, и у меня есть такое желание — вернуться в ваше общество. Но если этого не случится, значит, такова воля Кришны, и вы не должны оставлять сознание Кришны. Вы должны пытаться распространять его — от сердца к сердцу.
Сознание Кришны передаётся из сердца в сердце. Это не вопрос дикши [инициации] или любой иной внешней формы. Этот мантрам, на самом деле, передаётся из сердца в сердце. Я пытался, прилагая максимум усилий, и вы тоже должны пытаться. Таково моё ожидание, и такова моя молитва, обращённая к вам всем, — людям, подарившим мне великую любовь, нежность и уважение. Этим богатством я попытаюсь поклоняться моему Гуру Махараджу. Таково моё желание.
Гуру Махарадж, в его преклонном возрасте, пытался изо всех сил, а я не столь стар. У меня много сил — больше, чем у Шрилы Гуру Махараджа, в его старости. Итак, всеми силами мы все будем пытаться практиковать сознание Кришны. Это моя молитва. Я не знаю английский, но пытаюсь открыть преданным своё сердце. Здесь присутствуют многие мои духовные братья, многие мои ученики и многие друзья. Я предлагаю вам всем мой дандават пранам. Пожалуйста, благословите меня, с тем, чтобы я мог продолжать моё служение Гуру Махараджу.
ванчха калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах
Джай Гуру Махарадж!
В действительности, мы не закончили. Теперь мы начнём — по-новому. Волна рождения и смерти совершает своё движение в этом бренном мире, и души рождаются и умирают согласно своей карме. Но в этом мире совершает движение и иная волна, волна сознания Кришны — милостью Шримана Махапрабху и преданных. Если мы сумеем вручить себя волне сознания Кришны, то непременно обретём благо.