Наследство предавшейся души
Комментарий Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура к «Тат те ’нукампам сусамикшамано».
тат те’ нукампам сусамикшаманобхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак
(Шримад Бхагаватам: 10.14.8)
«Тот, кто совершенным образом видит Твою милость, терпит следствия своих былых поступков и живёт в состоянии покорности Тебе умом, телом и словами, наследует освобождение – вечное служение Тебе».
Шри Шарартха-дашини-тика 10.14.8
«Отказываясь от всех иных усилий и практикуя преданность, человек достигнет Тебя. Теперь, когда эта концепция понята, в ожидании вопроса: «Как следует практиковать преданность?», Брахма произносит этот стих. Как «мирские плоды не могут быть результатом духовной практики» (дхармасйа хй апаваргйасйа нартхо ‘ртхайопакалпате (ШБ: 1.2.9)), так и, испытывая «результаты своих прошлых действий» (атма-критам-випакам) – речь идёт как о счастье, порождаемом практикой преданности, так о и страдании, вызванном совершением оскорблений [в преданности] — человек рассматривает их как должные и как всецело милость Господа; он знает, что счастье и страдание, которые мы время от времени испытываем, суть результаты милости Господа.
Как отец временами поит сына молоком, а временами – нимовым соком, порой обнимает и целует его, а порой шлёпает, так и, «Подобно отцу в отношении сына, мой Господь, Ты, несомненно, знаешь, что хорошо, а что плохо для меня; я ничего не знаю. Больше того, на меня не распространяется юрисдикция времени и кармы, поскольку я – Твой преданный; это Ты милостиво заставляешь меня испытывать счастье и печаль, это Ты вовлекаешь меня в служение Тебе».
йатха чаред бала-хитам пита свайам
татха твам эвархаси нах самихитум
(Шримад Бхагаватам: 4.20.31)
[«Притху Махарадж: «Подобно тому, как отец действует в интересах сына, так и Твои действия направлены на моё благо».]
Тот, кто изо дня в день молится Господу, подобно Притху Махараджу, остаётся покорным Ему своим телом, умом и словами, и добывает средства к существованию, не прилагая чрезмерных к тому усилий, является законным наследником как мукти, так и пады: косвенный результат преданности – освобождение от самсары, и его первичный результат, служение стопам Господа. Как получение наследства служит причиной того, что сын продолжает жить, так и жизнь преданного пребывает на пути преданности [просто идя путём преданности, преданный становится достоин освобождения и служения Господу].
дритайа ива швасантй асу-бхрито йади те ‘нувидха
( Шримад Бхагаватам: 10.87.17)
["Если живое существо лишено преданности Тебе, то его дыхание подобно мехам (его жизнь лишена смысла)".]
Таков смысл процитированного выше утверждения.
Примечание
Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур суммирует эти идеи следующим образом:
Люди разумные считают кармические реакции милостью Господа. Они терпят их и живут, вручив себя Господу в мыслях, словах и делах. Они рассматривают любые тяжкие испытания как следствия своих действий и не винят Господа. Скорее, они принимают эти испытания как милость, и их очарование Господом растёт. Таково учение Бхагавата [10.14.8].