Нестерпимая разлука
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о глубине разлуки, переживаемой в ватсалья-расе.
Сам Кришна явился как Шри Гаурангадев, Шри Чайтанья Махапрабху. Кришна принял сердце и сияние Радхарани и явился как Шри Гаурангадев. Позже, после принятия им санньясы, Он стал Шри Чайтаньядевом.
Шри Чайтанья-чаритамрита содержит такие речи Радхарани:
на гани апана-духкха декхи’ враджешвари-мукха
враджа-джанера хридайа видаре
киба мара’ враджа-васи киба джийао врадже аси’
кена джийао духкха сахаибаре?
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 13.145)
«Мы не обращаем внимания на боль наших собственных сердец; когда мы видим лицо Матери Яшоды – выражение на её лице, вызванное Твоим отсутствием – то наши сердца разбиваются вновь и вновь. Мы не в силах терпеть эту боль. Мы способны терпеть нашу собственную боль, но не в силах видеть боль Матери Яшоды».
Мы видим, что состояние Матери Шачи, после того как Шриман Махапрабху принял санньясу, очень походило на состояние Матери Яшомати, после того, как Кришна покинул Вриндаван. Когда Шриман Махапрабху решил принять санньясу, Он сообщил об этом решении пятерым людям. Одной из них была Мать Шачи. Когда она услышала о решении сына, то потеряла сознание. Махапрабху явил ей свою божественную форму и сказал: «Кто ты? И кто я?» Это откровение отчасти утешило Мать Шачи, но, когда Махапрабху покинул дом, то Мать Шачи впала в состояние, подобное коме. В ту ночь, когда Махапрабху ушёл, Она сидела во дворе дома. Когда она увидела, как Он уходит, то впала в состояние, близкое к коме. Махапрабху коснулся её стоп, а затем ушёл. Мать Шачи не проронила ни слова.
Во Враджа Дхаме, когда её покинул Кришна, Мать Яшомати и Нанда Махарадж реагировали схожим образом. Здесь [в разлуке, которая переживается в ватсалья-расе] присутствует один специфический элемент, и тот же самый элемент присутствует в Играх Махапрабху.
ракхите томара дживана севи ами нарайана
танра шактйе аси нити-нити
тома-сане крида кари’ нити йаи йаду-пури
танха туми манаха мора спхурти
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 13.154)
Кришна сказал Радхарани: «Дабы сохранить Твоё, исполненное любви, существо, Я каждый день поклоняюсь Нараяне, и Он дарит мне силу». Кришна не сказал: «Я обладаю Моей собственной силой», но Он сказал: "Каждый день Я прихожу во Враджа Дхам и играю с Тобой, и Ты наслаждаешься со Мной. Но когда Я возвращаюсь в Двараку, Ты чувствуешь так, будто свидание со Мной было всего лишь сном. Но то не был сон; то была истина!"
Махапрабху также совершал подобные Игры, и послал к Матери Шачи в Набадвип Дамодара Пандита, дав последнему следующий наказ: «Когда Моя мать совершает подношения Нараяне и думает обо Мне, то Я прихожу и принимаю прасадам. Я на самом деле принимаю там прасадам. Моя мать думает, что это иллюзия, но это реальность. Это действительно так! Она думает, что, возможно, позабыла совершить подношение Нараяне, но это не так. Когда Она подносит пищу, то Я являюсь, принимаю прасадам, а затем возвращаюсь сюда. Я сделал это в определённый день. Напомни об этом Моей матери, и тогда она поверит». Махапрабху велел передать Матери Шачи это послание.
Мы всегда помним Радхарани, Её спутниц и иных Враджа-гопи, но мы забываем Нанду Махараджа и Яшомати Майи. Однако Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами сказал:
на гани апана-духкха декхи’ враджешвари-мукха
враджа-джанера хридайа видаре
киба мара’ враджа–васи киба джийао врадже аси’
кена джийао духкха сахаибаре?
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 13.145)
[Радхарани сказала Кришне: «Меня не волнует Моя собственная боль, но, когда мы видим лицо Матери Яшоды, то наши сердца разбиты. Временами Ты практически убиваешь обитателей Враджы, а временами Ты возвращаешь их к жизни, приходя во Враджу. Зачем Ты оставляешь их в живых – лишь для того, чтобы причинять им боль?»]
Когда Радхарани задала этот вопрос, то Кришна дал Ей очень сладостный ответ: «Я прихожу во Враджа Дхаму каждый день, но Ты думаешь, что это иллюзия или сон. Это не так; то и вправду Я!» Отвечая Ей, Кришна произнёс следующий стих, присутствующий в Шримад Бхагаватам:
майи бхактир хи бхутанам амритатвайа калпате
диштйа йад асин мат-снехо бхаватинам мад-апанах
(Шримад Бхагаватам: 10.82.44)
«Преданность вас всех несравненна, и Я не в силах дать вам что-либо взамен. В целом, преданность Мне одаривает всех и каждого экстазом, но Я черпаю экстаз в вашей преданности. В таком положении Я нахожусь».
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами дал прекрасное объяснение этого стиха в Шри Чайтанья-чаритамрите:
сеи шлока шуни’ радха кхандила сакала бадха
кришна-праптйе пратити ха-ила
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 13.159)
Он сказал: «Слыша этот стих, Радхарани поверила: «Слова Кришны правдивы», и боль в Её сердце ушла».
Каждый стих, помещённый Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами в этот раздел Шри Чайтанья-чаритамриты, необычайно прекрасен и хорош. Мы никогда бы не сумели постичь те смыслы, которые он открыл нам. Мы знаем санскрит и лежащий на поверхности смысл стихов, но этого недостаточно; эти стихи содержат гораздо более глубокие смыслы, вплоть до глубочайших, и Кавирадж Госвами открыл нам их.
Мы постоянно слышим о Радхарани и гопи, однако есть одно высказывание Кавираджа Госвами о Яшомати:
на гани апана-духка декхи’ враджешвари-мукха
враджа-джанера хридайа видаре
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 13.145)
Радхарани сказала Кришне: «Мы так опечалены. Порой мы падаем в обморок в разлуке с Тобой, но не это служит проявлением нашей горшей печали. Самую нестерпимую боль мы испытываем, видя лицо Матери Яшомати».
Шри Чайтанья Махапрабху относился к Матери Яшоде с величайшим почтением и уважением. Он выражал ей максимум почтения, которое только возможно было выражать для санньяси – и даже более того. Причина тому такова [причиной, по которой Махапрабху выражал величайшее почтение Матери Яшоде, служит безмерная глубина Её любви в разлуке].
Шрила Рупа Госвами прекрасно это понимал, и, всякий раз, когда он сочинял стихи, прославляющие Чайтаньядева, он кланялся Матери Шачи.
анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах!
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 1.4)
[Пусть сияющий, золотой Господь, сын Шачи, будет всегда проявлен в глубине моего сердца.]
Шачи Нандан Гаурахари [Гаурахари, сын Шачи] всегда был идеалом Шрилы Рупы Госвами. Шрила Рупа Госвами знал, насколько значимы взаимоотношения Господа с Матерью Шачи, и мы видели, что наш Шрила Гуру Махарадж также знал эту истину.
Шрила Рупа Госвами во всех своих произведениях прославлял Мать Шачи и идентифицировал Господа как Шачи Нандана Гаурахари [Сына Шачи, Гаурахари], поскольку никто не может терпеть то, что терпела Шачи Деви. Она терпела всё с тем, чтобы мир обрёл благословения. Кроме того, Мать Шачи знала, что Махапрабху Шри Чайтаньядев не только является Юга-аватарой; она знала, что в Гамбхире Он переживает экстаз высшей природы. Почти каждую неделю Мать Шачи получала известия об этом.
Таков божественный дар нашего Гуру Махараджа нам, и, чтобы его понять, мы должны найти убежище в концепции Махапрабху, данной Шрилой Сарасвати Такуром и Шрилой Бхакти Винодом Тхакуром, которые подарили нам великое множество книг и песен. Все их произведения совершенны с точки зрения формы и стиля.
Примечание:
Данная публикация представляет собой фрагмент лекции Шрилы Говинды Махараджа, данной им 14 июня 2007 г. и размещённой нами здесь в память о том, как Шриман Махапрабху принял санньясу, а также в память о представлении Шрилы Говинды Махараджа, согласно которому интенсивность не только мадхура-расы, но и ватсалья-расы, в Играх Шримана Махапрабху, превосходит расу, которую возможно испытать во всех иных Играх всех иных Аватар Господа.