О природе святого места
Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет превосходство Вайшнава-севы над паломничеством.
В разделе Упадеш («Наставление») Шри Кальяна-калпа-тару (1.14) присутствует следующая песня:
мана, туми тиртхе сада рата
айодхйа, матхура, майа, каши, канчи, авантийа
дваравати ара ачхе йата [1]
О, ум, ты всегда привязан к святым местам, таким как Айодхья, Матхура, Харидвар, Каши, Канчи, Аванти и Дварака.
туми чаха бхрамибаре, э сакала баре баре,
мукти-лабха карибара таре
се сакала тава бхрама, нирартхака паришрама,
читта стхира тиртхе нахи каре [2]
Ты стремишься вновь и вновь посещать эти святые места с целью обрести свободу. Все подобные путешествия суть твоя фантазия; это не более чем тщетные усилия. Святые места не сделают твоё сердце целеустремлённым.
тиртха-пхала садху-санга, садху-санге антаранга
шри-кришна-бхаджана манохара
йатха садху, татха тиртха, стхира кари’ ниджа читта,
садху-санга кара нирантара [3]
Целью посещения любых святых мест служит общение с садху. Тесно общайся с садху и служи Кришне всякий раз, когда садху присутствуют в святом месте. Сделай сердце целеустремлённым и постоянно общайся с садху.
йе тиртхе вайшнава наи’, се тиртхете нахи йаи,
ки лабха хантийа дура-деша
йатхайа вайшнава-гана, сеи стхана вриндавана,
сеи стхане ананда ашеша [4]
Не ходи в «святые места», в которых нет Вайшнавов. Какое благо несёт посещение таких отдалённых мест? Любое место, в котором присутствует Вайшнав, есть Вриндаван и обитель безграничной радости.
кришна-бхакти йеи стхане, мукти-даси сеикхане,
салила татхайа мандакини
гири татха говардхана, бхуми татха вриндавана
авирбхута апани хладини [5]
Там, где есть преданность Кришне, освобождение пребывает в роли служанки. Там вода — воды Ганги, горы — Говардхан, а земля — Вриндаван. Там лично пребывает хладини-шакти.
винода кахичхе бхаи, бхрамийа ки пхала паи,
вайшнава-севана мора врата [6]
Винод говорит: «О, брат, какое благо в странствиях? Мой обет — служить Вайшнавам».