Очарованный Высочайшим Измерением
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, каковы масштабы смысла Харе Кришна махамантры.
Ученик: Символизирует и представляет ли махамантра Кришну?
Шрила Шридхар Махарадж: Да, соответственно реализации. Когда человек испытывает абсолютное влечение к Кришна-лиле, когда он чувствует, что Кришна-лила занимает верховное положение и стоит выше закона, то внутренний смысл слова «Рама» в махамантре будет «Радха-раман Рама».
Существует лишь один центр, в котором все души и силы собраны воедино. Кто-то говорит, что это Брахма, кто-то – что это Параматма, кто-то говорит, что Нараян, а Бхагаватам, школа Шри Чайтаньядева, Нимбарка Ачарья и другие говорят, что центр есть Кришна. Таким образом, источник, высший источник, есть источник всего: всей силы, всей красоты и всего существования. Но красота есть, в действительности, центр, а не сила и не инертное состояние, лишённое различий состояние существования.
Центр не есть всепронизывающий аспект, Параматма, который пронизывает всё, аспект причины, которую мы находим повсюду и во всём. И центр не есть всеобъемлющий аспект, Брахма, в котором всё существует, который объемлет все разновидности сознания. Ни всепронизывающий аспект, ни содержащий в себе всё аспект не являются истинным положением абсолютной причины. Абсолютная причина должна быть объектом всех действий.
В гегелевской философии это начало существует само по себе и для себя. «Для себя» означает, что Он существует для Себя, а не для других. Поэтому, мы существуем для Него. "Бхагаван" означает "бхаджанийа": Он не только хранит нас, и не только пронизывает нас, но Он привлекает нас, чтобы одарить счастьем и полнотой в служении Ему. Здесь высшая причина является в положении Нараяна, Пурушоттама [Высшей Личности]. Тогда возникает вопрос: существует ли некое понимание между нами и Ним, согласно которому мы будем давать определённое количество и получать некое количество? Или же Он есть абсолютный владыка? Принадлежим ли мы Ему тотально? Являемся ли мы Его собственностью? Способен ли Он создать или же убить нас, делать с нами всё, что угодно? Обладает ли Он такой связью с нами, что ценой нашего существования Он может быть удовлетворён? Когда мы примем Его абсолютное положение таким образом, то обнаружим, что Он есть любовь, и Он прекрасен. Тогда мы придём к пониманию первопричины целого.
Всё достигает своей кульминации в концепции Кришны. Таким образом, самая отдалённая связь со смыслом каждого слова приводит нас к Нему. Если мы создадим некий промежуточный смысл, то будет нечто частичное. Когда Шриман Махапрабху вернулся из Гайи, Он выразил это Сам. Он начал объяснять даже посредством правил грамматики, что всё есть Кришна и бросил вызов: «Если в Набадвипе есть любые учёные, то они должны прийти и постараться опровергнуть Моё объяснение».
Что есть дхату? "Дхату" означает "потенция". Чью потенцию? Первопричины. Таким образом, «идти», «подметать», «двигаться» – любое действие есть шакти Кришны: источник всех действий берёт начало в Кришне. Все слова (шабды) происходят из Кришны, и смыслы слов не могут не демонстрировать, что их высший источник есть абсолютный центр. Таким образом, если смыслу каждого слова позволить двигаться без ограничений, без «узд», то он устремится к Кришне.
Рама, рамана – в своём высочайшем смысле эти слова обозначают лишь Кришну во Враджа-лиле, и не в такой мере – Рамачандру. Рамачандра есть раманийа, необыкновенно прекрасен, и, видя образ Рамачандры, человек очаровывается, но Кришна более чарующ. Рамачандра и Кришна суть одно и то же, но это всего лишь разные подачи себя одной личностью. Кришна предстаёт в обличье Рамы необычайно чарующе, Его образ завораживает, и Его обращение чарующе, но Сам Кришна превосходит Своим очарованием. Он есть центр центра. Таким образом, обычно мы считаем Раму Рамой Айодхи, Рамой, сыном Дашаратхи, но если мы познакомимся с высочайшим измерением жизни, самой тонкой сферой бытия, то обнаружим, что центр всего очарования есть Кришна.
В форме Кришны также присутствует дифференциация: Кришна Враджи превосходит Кришну Двараки. Эта истина представлена в писании – когда Дварака Кришна увидел Свой собственный портрет в образе Враджи Кришны, Он был очарован: «О, как прекрасен Я был! Теперь Я не настолько прекрасен». Таким образом, существует дифференциация в Кришне также, что говорить об иных Его воплощениях.
Мы можем думать, что "Рама" означает Дашаратха Раму, или что "Харе" иногда означает Нрисимхадева, но, в высшем смысле, здесь "Харе" не есть "Хари", но "Хара". В звательном падеже, "лата" остановится "лате", а "мала" становится "мале"; таким образом, "Хара" становится "Харе". "Хара" означает "Та, которая способна пленять, которая способна «захватывать» высочайшее положение". Таким образом, мы находим Радхику. Почему? Она способна похищать ум Кришны, что говорить об остальных. "Хара" подразумевает Радху в высочайшем смысле хараны, воровства, похищения – она привлекает.
Таким образом, Харе Кришна подразумевает Радха Кришну. "Кришна" есть Тот, кто привлекает каждого, а "Рама" есть "Тот, кто способен всех удовлетворить", и, говоря более конкретно, Радха-рамана Рама, Тот, кто способен радовать даже Радхику. Подразумевая, что "Рама" относится к Тому, кто занимает верховное положение, привлекая и радуя каждого, мы вступаем в Кришна-лилу, и обнаруживаем что "Рама" есть Кришна, а "Хара" есть Радха.
Тот, кто вступает в это измерение, не способен отклониться от него в пользу любого иного измерения. Измерение Рамачандры смешано с моралью, политикой, удовлетворением подданных, защитой людей и тому подобным. Абсолютное взаимодействие любви, особенно в паракия-расе, присутствует в Кришна-аватаре. Когда человек вступает в это измерение, он становится им очарованным, и не в силах снизойти до реалий любого иного измерения. Это центральная и высочайшая позиция, и постепенно мы должны познать её.
Произнесено 2 октября 1981.