Оплот мироздания
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о славе Нитая и Гауранги.
Составляя Шри Чайтанья-бхагавату, Шрила Вриндаван Дас Тхакур начал со следующего стиха:
аджану-ламбита-бхуджау канакавадатау
санкиртанаика-питарау камалайатакшау
вишвамбхарау двиджа-варау йуга-дхарма-палау
ванде джагат-прийа-карау карунаватарау
(Шри Чайтанья-бхагавата: Ади-кханда, 1.1)
Аджану-ламбита-бхуджау канакавадатау: Махапрабху был необыкновенно лучезарным; Его руки были длинными.
панча-диргхах панча-сукшмах сапта-рактах шад-уннатах
три-храсва-притху-гамбхиро дватримшал-лакшано махан
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 14.15)
["Существуют тридцать две черты великой личности: пять больших частей тела – нос, руки, подбородок, глаза и колени; пять тонких – кожа, кончики пальцев, зубы, волосы на теле и волосы на голове; семь красноватых – глаза, подошвы стоп, ладони, нёбо, ногти, верхняя и нижняя губы; шесть приподнятых – грудь, плечи, ногти, нос, талия и уста; три малых – шея, бёдра и гениталии; три широких – грудь, лоб и талия; и три глубоких – пупок, голос и натура".]
Таковы симптомы божественной личности, и, когда Махапрабху родился, Ниламбар Чакраварти увидел все эти симптомы в теле Махапрабху. Ниламбар Чакраварти, в тот момент, составил Его гороскоп и сказал: «Он не обычный человек». Ниламбар Чакраварти понял, что Махапрабху в будущем примет санньясу, но не упомянул это обстоятельство. Вместо этого, он сказал: «Он будет распространять Имя Господа по всему миру, и, посредством этого, Он будет питать духовную жизнь каждого. Его божественный дар спасёт всех обусловленных душ. Поэтому сегодня я нарекаю Его Вишвамбхаром. Вишвамбхар означает тот, кто станет духовным оплотом всех обитателей этого мира. Это Имя содержалось в гороскопе Махапрабху».
В действительности, как Нитьянанда Прабху, так и Махапрабху прославляются в этом стихе. Таким образом, Вишвамбхарау означает, что Они оба в совершенной мере духовно насыщали все обусловленные души и одаривали их божественным знанием, возвращая их в их родную обитель, Голоку Вриндаван.
Канакавадатау: Они оба были необыкновенно прекрасны. Золотого цвета и высокого роста, с длинными руками и очами, подобными лотосу. Камалайатакшау означает, что глаза Нитьянанды Прабху и Махапрабху были подобны лепесткам лотоса.
Двиджа-варау: Они оба родились в брахманских семьях и являлись двиджа [«дважды рожденными»] благодаря посвящению.
Санкиртанаика-питарау: Они являлись изначальными «отцами» санкиртана, и Йуга-дхарма-палау: хранителями дхармы современной эпохи. Какова дхарма этой эпохи? Санкиртан.
крите йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих
двапаре паричарйайам калау тад дхари-киртанат
(Шримад-Бхагаватам: 12.3.52)
В эпоху Сатья дхарма заключалась в медитации на Нараяну, а махамантра была следующей:
нарайана-пара веда нарайана-паракшарах
нарайана-пара муктир нарайана-пара гатих
В век Трета, дхарма заключалась в жертвоприношении, а мантра была такова:
рама нарайанананта мукунда мадхусудана
кришна кешава камсаре харе вайкунтха вамана
В век Двапара, дхарма состояла в поклонении, а мантра была такой:
харе мураре мадху-каитабхаре
гопала говинда мукунда сауре
йаджнеша нарайана кришна вишно
вирашрайам мам джагадиша ракша
В век Кали, дхармой является санкиртан, а мантрой –
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
Один преданный написал:
нахи йага йога тапа бхута-шуддхи нйаса джапа
нахи пурашчарана видхана
бхуване видита йаша кевала бхаката васа
бхаката-ватсала бхагаван
Поклонение, жертва, медитация, аскезы, очистительные обряды, мольбы, повторение мантр, подготовительные обряды – ничто не плодотворно так, как Хари-киртан.
калер доша-нидхе раджанн асти хй эко махан гунах
киртанад эва кришнасйа мукта-бандхах парам враджет
(Шримад Бхагаватам: 12.3.51)
Когда увеличивается влияние века Кали, то люди крайне деградируют, а окружающая среда становится крайне неблагоприятной. В эту эпоху Кали мы видим великое множество изъянов, грехов и неблагоприятных явлений. В эту эпоху иные формы религиозности и благочестия не столь эффективны. Лишь трансцендентная вибрация-форма Господа действенна в эту эпоху. Она нисходит, и удачливые души обретают, в это время, мантрам в своих сердцах. Эту мантру можно воспевать или медитировать на неё в любом месте.
Не существует правил, условий или ограничений. Речь не идёт о том, что следует повторять её в установленное время; мы всегда должны воспевать мантру. Благодаря санкиртану Имени Господа, мы легко обретём освобождение, а затем обретём позицию слуг в обители нашего Владыки. Единственно, что необходимо – установить связь с Хари-нам-сакиртаном. Он подобен лифту, который вознесёт нас. Нет необходимости подниматься по лестнице. Лишь одна эта мантра способна вызволить все обусловленные души из этой иллюзорной окружающей среды.
Йуга-дхарма-палау: Нитьянанда Прабху и Махапрабху пришли и дали подобное сознание всем обусловленным душам, и спасли все души, которые присутствовали в ту эпоху в этом мире.
Ванде джагат прийа-карау карунаватарау: Они оба очень милостивы к обусловленным душам и всегда одаривают их благом.
Таков смысл пранам мантры Нитая-Чайтаньядева. Шри Чайтанья-бхагават начинается с прославления Нитьянанды Прабху и Махапрабху.