Определение Шаранагати
Вслед за явлением Тхакура Бхакти Винода, мы начинаем публикацию материалов, посвящённых такому явлению, как шаранагати. Мы последовательно представим содержание готовящейся к публикации книги «Шаранагати», сопроводив его материалами из Шри Лагху-чандрика-бхашьи Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа.
Мы начинаем со статьи, содержащей некоторые определения шаранагати, присутствующие в тексте.
атйанта дурлабха према корибаре дана
шикшайа шаранагати бхакатера прана
(Шаранагати: 1.2)
«Шаранагати – это сама жизнь преданных и единственное средство достижения премы, которую Шриман Махапрабху распространял в этом мире».
Шаранагати означает сарва-бхаве бхагавад ашрайя: принимать Господа своим убежищем во всех смыслах и отношениях.
(Шри Лагху-чандрика-бхашья: 1.2)
В предисловии ко Шри Лагху-чандрика-бхашье Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж пишет:
Шрила Кришна Дас Кавирадж Госвами Прабху следующим образом описал различие между самопреданием (шаранагати) и состоянием, когда отвергнуты все желания чего бы то ни было в этом мире (акинчанатва):
шаранагатера, акинчанера — эка-и лакшана
тара мадхйе правешайе ‘атма-самарпана’
шарана лана каре кришне атма-самарпана
кришна таре каре тат-кале атма-сама
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 22.96, 99)
«Хотя человек, предавшийся Кришне (шаранагата) и преданный, лишённый всех желаний чего бы то ни было в этом мире (акинчан) наделены одними и теми же внешними характеристиками, преданный обладает одним величайшим достоинством – он отдал Кришне саму свою душу. Как только предавшаяся душа принимает Кришну своим пристанищем и в полной мере отдаёт себя Кришне, Кришна тотчас же принимает её как родную (как спутника, равного Ему)».
«Шаранагати» есть состояние, в котором отсутствует желание чего бы то ни было в этом мире (акинчан), в сердце человека присутствует подлинная вера (шраддха), и он отдаёт себя лотосным стопам Шри Кришны во всех отношениях».
В своей Шри Шри Прапанна-дживанамрите (1.35) Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж даёт следующее определение шаранагати:
бхагавад-бхактитах сарвам итй утсриджйа видхер апи
каинкарйам кришна-падаикашрайатвам шаранагатих
Жизнь, проникнутая верой в то, что лишь в служении Господу обретается совершенство, в которой отвергается служение всему другому, включая даже предписания Вед, и принимается полное прибежище лотосных стоп Шри Кришны, называется шаранагати, или безусловным преданием Богу.
Священные писания объясняют, что шаранагати имеет шесть аспектов:
анукулйасйа санкалпах пратикулйа-виварджанам
ракшишьятити вишвасо гоптритве варанам татха
атма никшепа карпанье шад видха шаранагатих
(Вайшнава-тантра)
«Шесть видов предания заключаются в том, чтобы принимать то, что благоприятно для преданного служения, отвергать то, что неблагоприятно, убежденность в том, что Кришна всегда защитит, принятие Господа своим единственным Господином и хранителем, полное предание Ему и смирение».