Опровержение эволюции объектов
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, на сколь прочном фундаменте зиждется теория эволюции сознания, направляемого Высшим Субъектом.
Эволюция объектов по Дарвину подразумевает представление, согласно которому камень – материя – развивается, становясь сознанием. Вначале существует объект, который, развиваясь, превращается в субъект – жизнь, сознание или разум – возникающий из объекта, из камня. Таким образом, это «объектная» эволюция; эволюция объекта. Однако «объект» - относительный термин. Объект не может существовать без субъекта. Субъект является первичной субстанцией, и всё, что субъект ощущает, есть идея в океане опыта данного субъекта. Таким образом, субъект не может не быть первичен. Сознание – это первичное явление, которое, развиваясь в определённом направлении, порождает реалии низшего порядка.
гуна-правриддха вишайа-правалах
(Шримад Бхагавад-гита: 15.2)
[О древе материального существования говорится: «Побеги, объекты чувств, питаются модусами материальной природы».]
пракритех махан махато аханкарас аханкарат панча-тан–матрани
тато кшитй ап теджас марут вйома
[«Материальная энергия порождает материальное существование. Из материального существования возникает эго, а из эго возникают пять объектов чувств, а затем земля, вода, огонь, воздух и пространство».]
Объекты – грубое начало – возникают из начала тонкого. Вовсе не так, что тонкое происходит из грубого.
майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам
(Шримад Бхагавад-гита: 9.10)
Когда определённая потенция, пракрити, направляется определённой формой Кришны, Махавишну, то она приходит в движение и порождает некие реалии. Первым порождением является махат-таттва, это совокупное эго. Затем, постепенно, столь многие индивидуальные эго создаются и эманируют из этого эго общего характера. Таким образом, эго порождает опыт этого мира. Из тонкого начала возникает грубое. Такова точка зрения Веданты, тогда как представление, согласно которому тонкое начало порождаемо началом грубым – это концепция, близкая теории Дарвина.
Современные учёные склоняются к теории Дарвина, к представлению, согласно которому грубое начало порождает начало тонкое; согласно этой теории, камень, в конечном счёте, порождает сознание. Нелегко дать им понять, что разум обладает большей ценностью. Разум, сознание легко может породить камень, но камень не способен породить сознание. Нечто, обладающее большей ценностью, способно произвести нечто менее ценное, но не наоборот. Им трудно объяснить эту истину.
Согласно Ведантической концепции (вичару), сознание порождает всё; сознание вечно, тогда как продукты материи не вечны.
Этот мир есть временное порождение. Сознание же – вечный субъект. Чистое сознание, атма есть санатан, нитья [вечное]. Оно является не порождением, но порождающим началом. Сознание способно порождать всё. Тонкий элемент, эфир, способен порождать грубые элементы – воздух, огонь, воду и землю – но камень, земля не способны породить эфир. Тонкое начало (сукшма) более действенно, нежели начало грубое (стхула). Грубое начало менее значимо. Душа, атма, сознание обладает первичной важностью.
Сознание – вот истинное действующее начало. Грубое начало не может быть действующим началом. Первоначало должно быть некоей заинтересованной стороной. Душа наделена заинтересованностью, но у камня нет интереса, нет цели, нет плана – нет ничего в этом роде. Существуют план и намерение, пронизывающие собой всё сущее, и это важное явление. Согласно этому явлению, следует оценивать изначальную природу Абсолюта, первичной субстанции. Явление, наделённое ограниченными атрибутами и потенциалом, не может быть первопричиной. Безграничное явление, обладающее безграничными качествами и потенцией, следует рассматривать как причину целого. Это более разумное представление.
Произнесено 28 февраля 1981 г.