Осторожный подход
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о должном подходе к божественным реалиям и истинном смирении подлинных Вайшнавов.
Данная публикация служит продолжением статьи «Джай Ма Кали».
***
Из уст Мадхавендры Пури изошли слова «айи дина-дайаридра натха», а Шри Чайтанья Махапрабху сказал:
эи шлока кахийачена радха-тхакурани
танра крипайа спхурийаче мадхавендра-вани
(Шри Чайтанья-чаритамрита, 2.4.194)
Эта шлока содержит речи Шримати Радхарани, произнесённые в настроении глубокой разлуки с Кришной, и Мадхавендра Пури также переживал вкус этих чувств. Это две личности, способные знать этот вкус, а Чайтанья Махапрабху, о чём свидетельствует шлока Шри Чайтанья-чаритамриты, также знает его.
Иха асвадите ара нахи чаутха-джана: нет четвёртого человека, способного истинным образом переживать вкус этой шлоки. Если таково суждение Шрилы Кавираджа Госвами, то что говорить о нас с вами? Никто не имеет качеств. Если божественная милость явится, то когда-нибудь станет возможным прикоснуться к этой шлоке (прим. пер.: Шрила Говинда Махарадж здесь выражается грамматически неправильно, поэтому сложно понять, говорит ли он «когда-нибудь, однажды станет возможным прикоснуться к этому вкусу» или «будет возможно, временами, прикасаться к нему»); в противном случае, храните её в музее! Альтернативы этому не существует. Только обретя качества, можно получить это явление. Таково правильное представление на этот счёт.
Тхакурера чандана-садхана ха-ила бандхана (Чч: 2.4.148): Мадхавендра Пури хотел сохранять инкогнито, но не мог, поскольку Гопал велел ему привезти чандан, пасту сандалового дерева. Мадхавендре Пури был нужен чандан, и если бы он не открыл себя, то как бы сумел получить этот чандан? Поэтому он, недовольный, продемонстрировал своё положение и рассказал людям о желании Гопала. Это положение было подтверждено Гопинатхом, поскольку Гопинатх похитил для него кшир. Благодаря этому, все горели желанием помочь ему, и люди из окружения царя позаботились о том, чтобы прислать ему чандан.
Как можно положить конец обману? Сделать это крайне тяжело. Обман имеет место быть во многих группах, ведущих своё происхождение от Шрилы Сарасвати Тхакура, и многие в нём погрязли. Они даже не знают, что занимаются обманом. Если бы они знали, то для них существовала бы некоторая надежда. Но они даже не знают, что являются обманщиками.
Трудность заключена в эго. Эго представляет собой опасное препятствие для членов общества. Эго присутствует в сахаджия сампрадае: они думают, что у них есть необходимые качества. Однако Шрила Рагхунатх Дас Госвами сказал:
аша-бхараир амрита-синдху-майаих катханчит
кало майати-гамитах кила сампратам хи
«Восемьдесят лет прошло, а я всё ещё не обрёл Твою милость. Восемьдесят лет прошло в столь великой надежде, но Ты по-прежнему игнорируешь меня, и я не обрёл Твою милость». Если Рагхунатх Дас Госвами сказал подобное, то как же мы можем ожидать, что обретём такую удачу?
аша-бхараир амрита-синдху-майаих катханчит
кало майати-гамитах кила сампратам хи
тван чет крипам майи видхасйаси наива ким ме
пранаир враджена ча варору бакаринапи
«Теперь я стою на пороге смерти, и если Ты так и не явишь Свою милость, то что же мне делать? Я отвернусь от Кришны, потому без Твоей милости, Кришна мне нужен».
В старости Рагхунатх Дас Госвами продемонстрировал подобное умонастроение. В другой шлоке, он говорит: «Кам и кродха атакуют меня». Каким образом кам (похоть) «атакует» Рагхунатха Даса Госвами? Мы можем сказать, что он пишет это для нас, но сам он не адресует эти слова нам; когда он пишет, то не думает: «Я пишу для Говинды Махараджа».
Он так не думает. Он думает: «Я пишу для себя». Это Манах-шикша Даса Госвами: «Меня атакует вожделение». Как ты (Шрила Дас Госвами – прим. пер.) можешь быть жертвой вожделения? Ты отказался от всего в юности: джахау йуваива мала-вад, уттама-шлока-лаласах. А теперь ты глубокий старец. Ты питаешься одной чашкой сливок в день, и той для тебя много. Но Рагхунатх Дас Госвами написал так. Написанное им бесподобно: гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бху-сурагане.
Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Гуру Махарадж пребывали в одном измерении и находились на одном уровне, в смысле своей реализации. Я могу открыть лишь самое малое из того, чем одарили меня их лотосные стопы. И они – не обманщики. Если слёзы показывались на их глазах, то они считали, что это ложные слёзы. То были подлинные слёзы по Радхе-Кришне, подлинные слёзы по Кришне, но они сдерживали себя и говорили, что они ложны. Они говорили себе: «Это ложно, это невозможно, как такое (слёзы любви – прим. пер.) может ко мне прийти? Я недостоин».
В последние дни своей жизни Шрила Гуру Махарадж постоянно говорил: «Нитай, Нитай». Он – человек Шрилы Рупы Госвами. Это общеизвестно, так почему же он говорил: «Дайал Нитай, дайал Нитай?» Он мог произносить имя Махапрабху, как минимум, но не питал такого намерения. Он жил в измерении Санкаршана и не приближался к Радхе-Кришне, даже несмотря на то, что, в действительности, жил в тех Играх. Уж коли Шрила Сарасвати Тхакур поручил ему заботу о своей сампрадае и пожелал слушать именно его (подразумевается легендарный эпизод – события, происходившие в ночь накануне ухода Прабхупады Сарасвати Тхакура, когда тот пожелал слушать песню «Шри Рупа Манджари Пада» исключительно из уст Шрилы Шридхара Махараджа – прим. пер.), то мы не можем не верить, что он живёт именно в этом измерении (Игр Божественной Четы – прим. пер.). И насколько резко Сарасвати Тхакур возразил, когда секретарь (Гаудия Миссии – пер.) велел петь песню кому-то другому! Сарасвати Тхакур остановил его: «Нет, никто здесь не имеет качеств, позволяющих петь эту песню: только Шридхар Махарадж способен её петь. Я хочу слушать Шридхара Махараджа».
Я не желаю никого разочаровывать, но стремлюсь к совершенству и хочу видеть и наше общество совершенным во всех отношениях. Я понимаю, что это невозможно, но, всё же, надеяться не грех. Быть может, мы не обретём это явление в скором времени, но однажды богатство чистой преданности придёт к нам. Причина этого заключается в том, что семя сознания Кришны – это семя очень высокого уровня. Потому-то мы и даём эту связь: сегодня или завтра, но они (люди или, в широком смысле, живые существа – прим. пер.) непременно обретут это явление. Оно не ограничено временем, пространством или чем-то подобным. Даже люди, не имеющие качеств, также обретут этот богатство. Это возможно. Это нечто, подобное выигрышу в лотерее. Рикша-валлы (в Индии – водители велосипедных повозок, как правило, принадлежащие к низшим слоям общества, бедные и неграмотные – прим. пер.) и другие могут выиграть большие деньги и превратиться в богачей.
Произнесено в Италии, в сентябре 2000, во время 16-го Мирового Тура Его Божественной Милости.
Примечания:
гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бху-сурагане
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитарам
айе свантар бхраташ чатубхир абхийачхе дхрита-падах
(Манах-шикша: 1)
"О, ум, я обнимаю твои стопы и молю тебя сладкими словами: пожалуйста, отбрось всё лицемерие и развей страстную, неслыханную любовь к духовному учителю, Враджабхуми, обитателям Враджи, чистым Вайшнавам, брахманам, гаятри мантре, Святому Имени и трансцендентному пристанищу, каковым является прелестная юная пара Враджи, Шри Шри Радха-Кришна".
асач-чешта-кашта-прада-виката-пашалибхир иха
пракамам камади-праката-патхапати-вйатикараих
гале баддхва ханйе ’хам ити бакабхид-вартмапа-гане
куру твам пхуткаран авати са йатха твам мана итах
(Манах-шикша: 5)
«Я крепко связан мучительными, страшными верёвками низменных желаний, которые накинули на мою шею устрашающие разбойники – похоть, гнев и им подобные; меня убивают!» Так взывай к Вайшнавам, хранителям на пути к Кришне, убийце Баки, с тем, чтобы они избавили тебя от этих врагов, о, ум!»
йо дустйаджан дара-сутан
сухрид-раджйам хриди-спришах
джахау йуваива мала-вад
уттама-шлока-лаласах
(Шримад Бхагаватам, 5.14.43)
«Испытывая горячее стремление к обществу Господа Кришны, царь Бхарат, хотя он находился в расцвете юности, отказался от своей обворожительной супруги, любящих детей, любимых друзей и роскошного царства, отвергнув всё это так, как отворачивается человек от собственных испражнений».