Пандит Шри Гададхар
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж описывает состояние сердца самого близкого спутника Господа.
Пандит Шри Гададхар
Перевод бенгальской статьи, опубликованной в честь Дня Явления Шрилы Гададхара Пандита в «Шри Гаудия Даршане» (том двенадцатый, выпуск десятый, 11 мая 1967 г.)
Высочайшее совершенство в мире души состоит в переживании расы Игр Шри Кришны. «Расо ваи Сах: Он есть раса»; поскольку Шри Кришна игрив (лиламайа), и Его усилия, направленные на распространение расы, само-проявлены, Его природа такова, что Он порождает духовное счастье вокруг Себя. Когда Шри Кришна – Акхила-расмрита-муртих [олицетворение нектара всех рас], сатйам-шивам-сундарам [олицетворение истины, блага и красоты] – желает широко распространить Свои Игры, то Он разделяет Себя на членов Панча Таттвы и являет верховное величие Своего экстатического Имени, Формы, Качеств, Игр и спутников.
Шрила Кавирадж Госвами Прабху представил эту концепцию в следующем стихе:
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакта-шактикам
Смысл этого стиха в том, что Шри Кришна, посредством Своей энергии, проявляет Себя в пять форм и вечно раздаёт Себя. В связи с подобными Играми, Шри Гауранга явился в обществе Шри Гададхара в Шри Набадвип Дхаме и начал, в должное время, Свой труд, втайне совершая Игры в качестве ребёнка.
Шри Гададхар Пандит остаётся позади Шри Гауранги, словно тень – он пребывает (букв. hangs, «маячит») позади Господа в качестве слабого, не артикулированного протеста против великой кампании, совершаемой Господом – кампании по раздаче драгоценных камней божественной любви из их общей сокровищницы. Шри Кришна раздаёт божественную любовь Шри Радхики. Сохраняя дистанцию, Шри Нитьянанда одаривает его энтузиазмом. Шри Адвайта, Шривас и другие заняты трудом распространения Святого Имени, и счастливы им заниматься. Но настроение Шри Гададхара Пандита где-то независимо. Он – вечный спутник Шри Гауранги; он не в силах скрыть ничего от Господа даже на мгновение, и, тем не менее, он не в силах сочувствовать или радоваться этому специфическому усилию Господа [брать и раздавать их совместное богатство].
Прежде всего, он возражал против санньяс-лилы Шри Гауранги. Он попытался пресечь санньясу Господа, ссылаясь на то, что Его мать нуждается в помощи. Но Он также не мог быть оставлен этим санньяси [Шри Гаурангой]. В проповеди, там, где другие преданные с энтузиазмом помогают ей, Шри Гададхар остаётся молчаливым наблюдателем; он не хочет покидать свой круг – он предпочитает своё общение, свой брахманический склад и отдельное служение у себя дома.
Там Он служит Шри Гауранге согласно своим представлениям – это его неизбежная потребность и желание. Всё выглядит так, словно все получают, но он теряет. В двух словах, положение вещей таково, что Шри Гауранга словно раздаёт богатство Шри Гададхара, и последний испытывает известный дискомфорт. «Враджа на чхадите паре, тома на декхиле маре, враджа-джанера ки хабе упайа (Чч: Мадхйа, 13. 146): обитатели Враджи не в силах покинуть Враджу, но если они не увидят Тебя [Кришну], то умрут. Так что же им делать?» Гададхар чувствует нечто подобное.
По словам великих душ, Шри Кришна совершал Игры в качестве Шри Гауранги, чтобы выплатить Свой долг, сделанный во Враджа-лиле. Но как так? В Шри Гауранге и Его усилиях заплатить долг мы находим скрытое намерение увеличить этот долг и остаться навеки обязанным Своим кредиторам. По этой причине, в особенности, «знатоки редчайших драгоценных камней» признали Шри Гададхара Пандита в качестве Шри Радхики.
От Тат Сат Ом.