Паракийа Бхаджан
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет то, каким образом люди, стремящиеся к духовности, должны понимать принцип паракийа-бхаджана, совершая практику.
сарва-дхарман паритйаджйа
(Шримад Бхагавад-гита: 18 .66)
[«Отвергни все религии.»]
аджнайаивам гунан дошан майадиштан апи свакан
дхарман сантйаджйа йах сарван мам бхаджет са ча саттамах
(Шримад Бхагаватам: 11.11.32)
[«Человек, осознающий истинный характер и изъяны социально-религиозной системы, которую Я учредил, и категорически отвергающий её для того чтобы служить Мне, является лучшим из садху».]
Нарушение закона должно быть центральной характеристикой Рупануга Вайшнава! То, что я понял относительно принципа паракийи, важно. Я рассмотрел это явление в специфическом ключе.
Предполагается, что пати, муж, обладает полнотой власти над своей женой – он является господином. Не повиноваться ему, проявлять неблагодарность, и искать удобства или счастья в ином месте значит для неё отказываться от взятых на себя обязательств. Все поступки, совершённые нами в прошлом, имеют право предъявлять нам претензии. Наша карма, наш джнан – блуждая в этом мире, мы взяли на себя великое множество обязательств в столь многих местах.
Это обстоятельство, которое следует принять в расчёт, с одной стороны: существуют притязания, нам адресованные, требования заплатить по нашим долгам. Эти требования следует рассматривать как нашего пати, владыку. Наши долговые обязательства должны быть нами выполнены. Так вот, не повиноваться этому «мужу» и стремиться к Кришне, обратить свободную волю к Кришне – это и есть паракийа-бхаджан.
С одной стороны, тотальные требования, предъявляемые нам нашим окружением; с другой – свободное обращение к Богу, Кришне. Это пати-ванчана [обман мужа]. Если мы взяли взаймы у ростовщика, то мы перед в ним в долгу. Не повиноваться ему, отказаться от обязательств перед ним немыслимо, с точки зрения общественных стандартов. Таким образом, из самых глубин сердца мы должны обратить нашу свободную волю к Кришне. Поскольку в прошлых рождениях мы накопили множество тенденций, враждебных преданности Кришне, и стали их пленниками, то мы должны любыми средствами отвратить от них нашу свободную волю – незаметно для них – и вручить её Кришне.
Где бы мы ни находились, и в какой степени мы бы ни были обязаны, обременены, всё же мы можем вырвать нашу свободную волю из порочного круга подобных обязательств и направить её к Кришне. Наше желание этого и мольбы должны исходить из самых глубин наших сердец. Я нахожусь в гуще неблагоприятной среды: муж, свекровь, золовка и общество, даже священные писания – все они настроены против, против меня. Обманывая их, я украду у них моё свободное волеизъявление и, с помощью определённой группы, обращусь к Кришне.
Я думаю, что эти обязательства представлены, главным образом, такими явлениями как арйа-патхам и сва-джанам (Шримад Бхагаватам: 10.47.61), то есть, обществом и священными писаниями. Эти явления включают практически всё. Все они стоят на одной стороне, и мне следует отнять у них мою свободу воли, обмануть их и отдать моё сердце Кришне. Я должен молиться: «Мой Господь, с помощью Твоего посредника, вызволи меня. Спаси меня». Мы должны быть достаточно смелы, чтобы мужественно не повиноваться своим прошлым обязательствам и обращаться к Кришне с молитвой, идущей из глубин нашего существа, движимые нашим самым глубоким интересом. Наше желание должно состоять в том, чтобы посвятить себя Враджараджу, Кришне, и Его родным.
Ученик: Махарадж, женщине легче развить подобное настроение.
Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Скорее, дело обстоит противоположным образом. Речь идёт об искажённом отражении. Им будет крайне тяжело, поскольку искажённое явление встанет на место явления подлинного. Положение женщины таит большую угрозу. На первый взгляд, им будет легче. Конечно, до известной степени, легче, поскольку Махапрабху одарил большей милостью женщин и шудр [рабочих] – людей, лишённых прав в расхожем смысле слова. Тем не менее, мы должны сохранять бдительность: женскую природу этого бренного мира не следует сравнивать с женским началом того измерения, или путать эти явления.
Ученик: Махарадж, я имел ввиду, что до тех пор, пока мы безосновательно гордимся тем, что мужчины, нам не развить это настроение. Мы должны отказаться от этого чувства; представления, согласно которому мы пуруш [наслаждающиеся].
Шрила Шридхар Махарадж: Мы – не наслаждающиеся, но объекты наслаждения. Это «негативное само-восприятие». К такому представлению нужно стремиться.
Ученик: Каков первый шаг на пути к этому?
Шрила Шридхар Махарадж: Мы должны находиться в распоряжении, а не распоряжаться. Мы должны занять подобную позицию: предлагать себя пассивно, а не активно. Мы активны в том смысле, что наше внутреннее содержание изменяется, но со стороны Кришны мы ищем милость.
вирачайа майи дандам дина-бандху дайам ва
(Става-мала: 1.16.1)
[«О, Друг падших, Ты можешь наказать меня или благословить, как пожелаешь».]
Это «открытая» молитва; она не содержит никаких притязаний. Однако, подспудно, притязание всё же присутствует. Притязание выражается как раз в отсутствии притязаний. Чем больше мы сумеем развить подобное отношение (отсутствие притязаний и требований), тем в большей степени наше «притязание» будет находить отклик. Степень подобного, вышеописанного отношения (без требований и претензий) как раз и утверждает наши «права» в той чудесной земле. Самопредание подразумевает именно это.
Там, на той земле, мы процветаем и благоденствуем. А здесь мы умираем. «Умереть, чтобы жить» – это теория. Это замечательное выражение Гегеля. «Реальность – для Себя», а также «умереть, чтобы жить». «Кришна, «абсолютный потребитель», всё предназначено для Него». И – «умереть чтобы жить»: если ты хочешь жить, то должен умереть. Научись умирать, если ты хочешь жить. Раствори эго. Умереть означает растворить эго, а затем оболочки, одна за другой, будут сброшены, и внутренний драгоценный камень проявится в своей первозданной славе, излучая лучи восхитительной красоты.
Гаур Харибол! Гаур Харибол! Гаур Харибол! Гаур Харибол! Нитай Гаур Харибол!