Перерождение
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж описывает опыт перерождения и влияние Майи на душу, комментируя один из стихов «Шаранагати». Его объяснения представляют собой обширную цитату из книги «Амнайа Таттва».
Когда карма души, покинувшей тело, исчерпана, она вынуждена вновь принять рождение. Это закон. Душа не в силах избежать её. Это произойдёт внезапно. Волны джанма-мритью, рождения и смерти, возникнут и насильно увлекут душу к следующему рождению. Душа, образно говоря, лишится чувств и будет стянута на поверхность земли. Душа, находящаяся в бессознательном состоянии, примет тело дерева, растения, а затем плода. Из плода она попадёт в тело человека, животного или насекомого – согласно плодам своей кармы. Если в очередном рождении душе суждено получить человеческое тело, то душа окажется в рисе или в ином продукте, и вместе с ними попадёт в тело будущего отца. Из тела отца она перейдёт в тело матери.
Иногда, когда джива-душа находится в материнской утробе, к ней внезапно приходит осознанность, и она воспринимает свою природу в качестве атмы, души, а также видит, что Параматма, Высшая Душа, всегда пребывает в её обществе. Подобный опыт и переживания дживы-души, находящейся в лоне матери, описал Шрила Бхакти Винод Тхакур.
джанани-джатхаре, чхилама джакхона,
бишама бандхана-паше
эк-бара прабху! декха дийа море,
банчиле е дина дасе
(Шаранагати: 2.2)
"В то время, когда я был связан ужасными путами в утробе матери, Ты однажды явил Себя мне, о, Господь. Однако, с тех пор, Ты ни разу не дарил Своё общество этому бедному слуге".
Не каждая душа, находящаяся в утробе матери, обретает подобное сознание или чувство, но Шрила Бхакти Винод Тхакур рассказал о таком явлении в одной из своих песен.
Когда джива-душа пребывает в утробе матери, она наделена неким сознанием и чувствами общего характера. Когда тело и чувства души в утробе формируются, к ней начинает возвращаться память, хотя эта память не отчётлива, после того, как душа «нокаутирована» волнами рождения и смерти. Однако когда душа появляется на свет в определённом теле, то она всё забывает. Начинается её следующая жизнь. Любая память о прошлом существовании улетучивается, а карма обеспечивает душу возможностями продолжать существовать в её новой форме, в очередной жизни.
Волны рождения и смерти, таким образом, совершают своё течение в этом бренном мире, и дживы-души продолжают принимать участие во временном спектакле материального существования.