Подлинная свобода
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, в чём состоит различие между мирской и духовной свободой.
При моей жизни случились две мировые войны. Во время первой мировой войны, когда я учился в колледже, некто спросил одного астролога, станет ли Индия свободной после войны. Астролог ответил, что этого не произойдёт, но, по его словам, после текущей войны наступит перемирие, за которым последует другая мировая война, и по окончании этой войны Индия освободится (от власти англичан – прим. пер.). Так и вышло. Я тому свидетель. Первая мировая война завершилась, и Индия не сумела сразу же достичь свободы, но затем началась вторая мировая война, завершившаяся в 1945, а в 1947 Индия стала независимой.
Однако мы считаем, что британское правление было лучше настоящего положения вещей, поскольку нынешняя власть находится в хаотическом состоянии. Шрила Бхакти Винод Тхакур рекомендовал британское правление, поскольку в Британской Индии процветала религиозная свобода; каждый мог исповедовать свою религию; не было вмешательства в религиозные чувства, сантименты, проповедь и т. д. Соответственно, Бхакти Винод Тхакур симпатизировал британскому режиму. Какую свободу мы обрели благодаря индийской независимости? На первом этапе движения Ганди я был его сторонником. Движение Ганди состояло из трёх этапов: вначале то были бойкот и забастовки, затем политика гражданского неповиновения, а затем третий этап, который можно охарактеризовать как «сделай или умри».
На первом этапе этой борьбы я был с ними, но на втором этапе я уже являлся последователем Матха, и мне приходилось дискутировать с людьми, которые недавно было моими единомышленниками. Я говорил им: «Какова природа этого мира? Это тюрьма. Вы боретесь за свободу для чувств, но истинная борьба должна быть направлена на победу над чувствами, на достижение свободы от чувств. Это реальная битва, сражение с майей». Майя – наш враг, и мы должны сражаться с ней. Индия может быть независимой или порабощённой. Что с того? Я могу переродиться шакалом в африканских джунглях, и такая же участь может постигнуть и вас. Так какое же благо в свободной стране? Разве люди в свободной стране непременно счастливы? В свободной стране люди также умирают, страдают от болезней и сталкиваются с многочисленными испытаниями. Таким образом, политическая свобода не есть подлинная свобода.
В настоящее время мы являемся рабами чувств, но мы должны быть контролируемы нашим «я», атмой, нашим реальным интересом. Атма должна контролировать наше «поле» (тело) и вырвать власть над нами из рук чувств. Это истинная свобода.
В санскрите «свобода» – это «свадхината», что означает «адхината», то есть, контроль над «сва» – «я». Сейчас мы являемся рабами и контролируемы чужеродными искушениями, материальными соблазнами.
Все наши усилия должны быть направлены на достижение реальной, внутренней свободы. Вот что необходимо. Свадхината подразумевает возвращение самоконтроля, не физического контроля материальной среды. Подобный контроль не является истинной свободой.
«Сва» означает «я», а что такое «я»? Сварупена вйавастхитих: истинное положение «я» в связи со всем мирозданием, с Абсолютом – Кришна-дасья, служение Кришне. Это и есть свадхината. Таким образом, рабство Кришне есть подлинная свобода.
дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 20.108)
Когда мы осознаём тот факт, что являемся частью целого и должны находиться в состоянии истинной гармонии с целым, то мы свободны. Никакую иную свободу нельзя считать реальной. Истинная свобода подразумевает осознание нашей истинной позиции, нашей подлинной функции, осуществляемой в согласии с окружающим миром. Свобода для чувств, свобода для ума, свобода для группы, свобода для определённой фальшивой культуры – все эти явления являются рабством мании.
Отдание себя истине есть подлинная свобода. Служение различным формам мании – это просто рабство. Что естественно? Реальность существует для Себя, а мы предназначены для Неё, и жизнь в соответствии с этим конкретным фактом естественна. Но мы стали игнорировать конкретное. Таково наше положение. Мы – часть потенции Абсолютного Целого и должны признать это. Мы должны принять это, не испытывая страданий. Тогда мы будем свободны в нашем собственном естественном положении; в противном случае, мы станем сражаться друг с другом. Когда каждому присущи локальные интересы, провинциальные интересы, то происходит столкновение и конфликт. Лишь принятие должного положения в гармоничном движении целого, Абсолюта, знаменует свободу.
дживера сварупа хайа кришнера нитья-даса
Таким образом, свобода подразумевает рабство, рабство абсолютному благу, абсолютному знанию, абсолютному суждению, абсолютной дружбе, абсолютной любви. Мы должны отдать себя этим началам. Это подлинная свобода.
Существуют любимые мной выражения Гегеля: «умереть, чтобы жить», и «реальность – сама по себе и сама для себя». Эти формулы составляют прекрасный фундамент Вайшнавизма.
Свобода состоит в том, чтобы избавиться от всевозможных маний и вернуться к нашему истинному положению так называемого рабства. И что это означает? Благодаря этому явлению, мы можем обрести целое, представленное в качестве личности, Кришну, в роли нашего друга. Это величайшее достижение для частицы, точки, в целом: возможность обрести целое в качестве искреннего друга.
бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам джнатва мам шантим риччхати
(Шримад Бхагавад-гита: 5.29)
Вы должны обрести того, кто контролирует всё сущее, в роли друга. Это ваше лучшее положение. И какая свобода заключена в этом положении? Наделённый свободой на земле любви, каждый стремится давать, помогать другим. Это больше, чем свобода. Будучи свободными, что вы можете делать? Что вы можете обрести? Вы можете обрести больше, когда живёте в обществе хранителей. В этом обществе все являются вашими доброжелателями. Это больше, чем свобода.
Произнесено 29 сентября 1982 г.