Погружение в глубины Шаранагати
Продолжая публикацию материалов, посвящённых шаранагати и Храму Любви и Нежности, мы представляем комментарии Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа к финальному наставлению Кришны Арджуне в Шримад Бхагавад-гите.
Храм Любви и Нежности, Стих Восемнадцатый
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
(Шримад Бхагавад-гита: 18.66)
«Отвергни все формы религии и вручи себя Мне. Я избавлю Тебя от всех грехов. Не отчаивайся».
Объяснение Шрилы Говинды Махараджа (из книги «Амнайа Таттва»)
«...Шрила Гуру Махарадж также объяснял, что после того, как Кришна провозгласил, «Сарва-дхарман паритйаджйа, Мам экам шаранам враджа – отвергни все разновидности религии и вручи себя Мне», Его умонастроение битвы ушло, и Ему было необходимо завершить свой разговор с Арджуной.
Когда слово «враджа» изошло из Его уст, то Его настроение смягчилось. Звук слова «враджа» возвратил сознание Кришны во Враджа Дхаму, в Шри Вриндаван Дхаму. Если кто-то говорит: «Враджа, враджа, враджа», то его ум обратится к Враджа Дхаме. Так почему бы и Кришне не думать о Вриндаване, когда Он сказал, «Мам экам шаранам враджа»? Когда Кришна вспомнил Враджа Дхаму, то Он подумал: «Что есть шаранагати? Что есть самопредание? В своей высшей форме самопредание пребывает лишь во Враджа Дхаме».
Слово «враджа», в действительности, означает гаман кора, гаччха – «двигаться, идти». Шрила Гуру Махарадж объяснил, что «враджа» означает «погрузиться в глубины Реальности, проникнуть в глубины реальности шаранагати». Когда Кришна, таким образом, вспомнил Враджа Дхаму и преданных Враджа Дхамы, то Его настроение изменилось, и Он завершил Свой разговор с Арджуной. Фактически, Он позабыл Арджуну. После этих слов, «сарва-дхарман паритйаджйа, Мам экам шаранам враджа», Он подумал: «Достаточно! Данных Мной объяснений достаточно; для Меня нет необходимости в дальнейших объяснениях». Поэтому Он поставил точку, сказав Арджуне:
идам те натапаскайа набхактайа кадачана
на чашушрушаве вачйам на ча мам йо 'бхйасуйати
(Шримад Бхагавад-гиты: 18.67)
«Не делись тем сознанием, что Я дал тебе, с любителями легкой жизни, с теми, кто не предан Мне, кто не служит Мне или завидует Мне».
Кришна сказал Арджуне «йатхеччхаси татха куру»: «Теперь поступай, как знаешь; Я сказал всё, что тебе нужно. Для меня нет необходимости в дальнейших пояснениях. Я завершаю наш разговор, а ты теперь поступай, как хочешь».
Арджуна был близким другом Кришны и понял, что если он продолжит диалог, то это причинит Кришне боль. Поэтому Арджуна немедленно предался Кришне и сказал:
нашто мохах смритир лабдха тват-прасадан майачйута
стхито 'сми гата-сандехах каришйе вачанам тава
(Шримад Бхагавад-гита: 18.73)
«Несомненно, Ты был очень милостив ко мне, и теперь мои заблуждения рассеялись. Я утвердился в верном понимании; у меня больше нет сомнений. Теперь я буду следовать Твоим наставлениям и выполнять мой долг».
Тогда Кришна сказал: «Начинай сражаться!» А Арджуна ответил: «Да. Это моя задача, выполнение которой Ты мне поручил, поэтому я завершу её как можно скорее, а потом Ты дашь мне отдых». Это сознание Кришны – бесстрашная деятельность ради удовлетворения Кришны.
Кришна столь прекрасен и столь милостив. Мы способны видеть, что всё очарование, экстаз, любовь и гармония существуют в Нём. Потому, кам ва Дайалум шаранам враджема – кому нам предаться, как не Кришне? Всё (все вышеназванные явления – прим. пер.) присутствуют там, где есть Кришна.
В заключительной шлоке Шримад Бхагавад-гиты Санджая говорит Дхритараштре:
йатра йогешварах кришно
йатра партхо дханур-дхарах
татра шрир виджайо бхутир
дхрува нитир матир мама
(Шримад Бхагавад-гита: 18.78)
«О, глупый царь, ты задаёшь множество вопросов. Как ты можешь вновь спрашивать меня, кто победит в битве на Курукшетре? Ты должен понять, что победа всегда будет там, где пребывает Кришна».
Единственное, что мне остаётся сказать: «Прими убежище лотосных стоп Господа Шри Кришны!»