Понимание природы анартх

Понимание природы анартх

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж просит преданных понять характер препятствий на пути практики преданности.

Следующий очерк был подготовлен по просьбе Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа в качестве приложения к последнему изданию панджики (альманаха) Шри Чайтанья Сарасват Матха. Мы предлагаем вашему вниманию перевод оригинальных бенгальских текстов, заимствованных из произведений Шрилы Бхакти Винода Тхакура.

Четыре типа анартх (препятствий на пути развития преданности)

("Бхаджана-рахасья" Шрилы Бхакти Виноды Тхакура)

 

(1) Таттва-вибхрама: заблуждение в отношении Истины.

    (a) Сва-таттва-бхрама: заблуждение в отношении своего истинного «я»

    (б) Пара-таттва-бхрама: заблуждение в отношении Высшего Начала.

    (в) Садхйа-садхана-бхрама: заблуждение в отношении цели жизни и средств её достижения.

    (г) Виродхи-вишайа-бхрама: заблуждение в отношении того, что противоречит принципам морали. 

(2) Асат-тришна: преследование иллюзорных целей.

    (a) Бхукти: наслаждение.

         – Мирское наслаждение в форме семьи, богатства, роскоши и тому подобного.

         – Небесное наслаждение в форме рождения в небесном раю после смерти.

    (б) Сиддхи: сверхъестественные способности.

         – Анима: умение становиться меньше меньшего;

         – Махима: умение становиться больше большего;

         – Лагхима: умение становиться легче лёгкого;

         – Прапти: приобретение любого желаемого объекта;

         – Пракамья: опыт соприкосновения с любым, приносящим наслаждение объектом – либо в этом мире, либо в следующем.

         – Ишитва: способность манипулировать суб-энергиями Майи;

         – Вашитва: умение становиться свободным от влияния трёх модусов материальной природы;

         – Камавасайита: способность доставать что угодно откуда угодно, вплоть до высочайших мыслимых пределов.

    (в) Мукти: освобождение от рождения и смерти.

(3) Апарадха: оскорбления

    (a) Нама-апарадха: оскорбления в адрес Святого Имени.

    (б) Сева-апарадха: оскорбления, совершаемые в процессе служения и поклонения.

    (в) Вайшнава-апарадха: оскорбления в адрес Вайшнавов.

    (г) Дхама-апарадха: оскорбления в адрес Святого Дхама.

    (д) Джива-апарадха: оскорбления в адрес других душ. 

(4) Хридайа-даурбалйа: слабость сердца.

    (a) Тучча-асакти: привязанность к явлениям, не связанным с Кришной и служению Ему.

    (б) Кутинати: двуличие.

    (в) Матсарья: зависть; желание чужих достояний.

    (г) Пратиштхаша: желание имени и славы.

 

Десять Оскорблений Святого Имени

(Шри Падма-пурана)

(1) Критика садху.

(2) Представление, согласно которому какие-либо боги суть владыки, независимые от Кришны.

(3) Неповиновение Шри Гуру.

(4) Критика священных писаний.

(5) Представление, согласно которому слава Святого Имени есть не соответствующая действительности хвала, преувеличение.

(6) Представление, согласно которому Святое Имя – плод воображения. 

(7) Представление, согласно которому можно грешить (и избавляться от бремени грехов), воспевая Святое Имя.

(8) Представление, согласно которому воспевание Святого Имени равноценно деяниям благочестия в этом бренном мире.

(9) Передача Святого Имени людям, лишённым веры, мотивацией каковых действий служит материальная привязанность. 

(10) Оставаться лишённым любви к Святому Имени и быть наполненным эгоизмом и жаждой обладания, несмотря на знание о славе Святого Имени.

 

Четыре разновидности критики садху

("Хари-нама-чинтамани" Шрилы Бхакти Винода Тхакура) 

(1) Джати-дош: критиковать садху за изъяны в обстоятельствах его рождения. 

(2) Кадачикта-дош: критиковать садху за случайные, ненамеренные или неосознанные изъяны. 

(3) Нашта-прайа-дош: критиковать садху за изъяны, от которых он практически избавился.

(4) Пурва-дош: критиковать садху за грехи или неблаговидные поступки, совершённые им до того, как он вручил себя Господу.

 

Тридцать две разновидности Сева-Апарадхи

(1) Вступать в Храм Господа, используя некий транспорт, или в обуви. 

(2) Не праздновать день рождения Господа и другие Его Игры. 

(3) Не предлагать поклоны, представая перед Божеством.

(4) Поклоняться Божеству с нечистым телом или в нечистом состоянии. 

(5) Предлагать поклон, опираясь на одну руку. 

(6) Разгуливать или расхаживать перед Божеством. 

(7) Протягивать ноги в сторону Божества.

(8) Сидеть перед Божеством, обхватив колени руками.

(9) Лежать перед Божеством.

(10) Есть перед Божеством.

(11) Лгать перед Божеством

(12) Громко разговаривать перед Божеством.

(13) Вести приватные разговоры перед Божеством. 

(14) Плакать перед Божеством.

(15) Ссориться перед Божеством.

(16) Ругать или укорять кого-либо перед Божеством. 

(17) Делать кому-либо подарки перед Божеством.

(18) Жестоко обращаться или грубо разговаривать с обычными людьми. 

(19) Служить Божеству, будучи покрытым шерстью, мехом или пуховой накидкой.

(20) Критиковать других перед Божеством.

(21) Прославлять других перед Божеством.

(22) Использовать дурные слова перед Божеством.

(23) Испускать газы перед Божеством.

(24) Заниматься мошенничеством, то есть, устраивать праздники или предлагать поклонение по заниженной цене или с меньшим количеством ингредиентов, чем то, что человек в состоянии обеспечить. 

(25) Присваивать предметы, которые не были предложены Божеству. 

(26) Не предлагать Божеству свежие фрукты и зёрна. 

(27) Отдавать лучшую часть собранных ингредиентов другим, а остаток предлагать Божеству. 

(28) Сидеть, повернувшись к Божеству спиной. 

(29) Предлагать другим поклоны перед Божеством. 

(30) Хранить молчание и не возносить хвалы, не кланяться и так далее в присутствии Шри Гурудева. 

(31) Прославлять себя в присутствии Шри Гурудева. 

(32) Критиковать полубогов.

 

Десять оскорблений Святого Дхама

(1) Неуважительно относиться к Шри Гуру и садху, которые открывают нам Дхам. 

(2) Считать Дхам временным.

(3) Причинять вред обитателям и гостям Дхама, или судить о них с точки зрения их происхождения. 

(4) Пребывая в Дхаме, заниматься мирской деятельностью. 

(5) Зарабатывать деньги или делать бизнес на поклонении Божеству под предлогом служения Дхаму. 

(6) Считать Дхам равным обителям полубогов или обычным землям. 

(7) Считать, что можно грешить (и быть избавленным от последствий греха) на основании того, что пребываешь в Дхаме. 

(8) Считать Набадвип отличным от Вриндавана.

(9) Критиковать священные писания, прославляющие Дхам.

(10) Считать славу Дхама преувеличенной хвалой, либо выдумкой.

, ,

Возврат к списку