Познание и вера
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж освещает такое явление, как дух искреннего познания Божественного Начала.
Понимаете, чрезмерный анализ может быть враждебен вере. В конечном счёте, всё есть адхокшаджа [трансцендентно]. Кришна – адхокшаджа и достижим лишь благодаря вере. Он не достижим благодаря интеллекту, рассудку или доводам. Аргументы необходимы лишь для того, чтобы до известной степени помочь интеллектуалам. Но желание, образно говоря, зажать реальность в кулаке, служит препятствием для преданного. Насколько возможно, мы пытаемся понять Кришну и объяснить Его природу другим, но, в то же время, мы не забываем о том, что за всем стоит сладостная воля Кришны, и ничто в реальности не может быть измерено.
майа татам идам сарвам
(Шримад Бхагавад-гита: 9.4)
«Я повсюду; Я нигде. Всё во Мне; ничто не во Мне. Попытайся с помощью разума понять, каково Моё положение, если сумеешь, о, Арджун».
Мы никогда не должны забывать это предостережение. Мы будем анализировать, анализировать и ещё раз анализировать. В конечном счёте, мы поймём: «Он неведом и непостижим, и всё пребывает в Его руках. Он повсюду; Его нигде нет. Всё пребывает в Нём, и ничто не пребывает в Нём».
Он ачинтья [непостижим]. Махапрабху сказал: "Ачинтья-бехабхеда". Кришна не является чьей-либо игрушкой. Всё контролируемо Его сладостной волей. Подобное предостережение адресуют нашим умам. Мы пытаемся обсуждать Кришну, но чрезмерный интеллектуализм служит помехой нашей вере. Основанием веры может быть интеллектуальное понимание, и в мадхйама-адхикаре [на промежуточной стадии практики преданности] оно необходимо. Поэтому Бхакти Винод Тхакур сказал, что мадхйам-адхикар – опасная стадия. Вводя нас в заблуждение интеллектуализмом, Бог также может воспрепятствовать нам в достижении совершенного теизма, на стадии мадхйама-адхикара. И каништха-адхикари [практикующий-неофит] – если он соприкасается с уттама-адхикари [практикуюшим высокого уровня], то он может миновать стадию мадхйама-адхикара. Таким образом, мадхйам-адхикар – опасная зона.
Однако он, до известной степени, необходим с целью упрочить нашу веру.
сиддханта балийа читте на кара аласа
иха ха-ите кришне лаге судридха манаса
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Ади-лила, 2.117)
[«Не будь ленив в деле утверждения сиддханты в сердце своём. Утверждая её, накрепко привяжи сердце к Кришне».]
Но мы всегда должны помнить, что интеллект призван помочь нам укрепить веру. Шраддха [вера] способна приблизить нас к Безграничному. Интеллект никогда не может приблизить нас к Нему. На это способна лишь шраддха, и как много шраддхи мы можем надеяться иметь? Каплю, толику шраддхи. «В Безграничном нет ничего невозможного». Как много шраддхи мы способны развить, опираясь на собственный опыт? Когда мы обсуждаем шрота-сиддханту [истины священных писаний], то позитивное явление, которое было нам дано, мы изо всех сил пытаемся использовать собственный опыт для того, чтобы понять его природу. Но чрезмерные усилия такого рода подорвут нашу веру. Подобная опасность существует. Нам следует всегда помнить следующее: «Он неведом, и Его пути непостижимы. Я не могу «зажать Его в кулаке».
Интеллект не может пренебрегать такой природой Кришны – достижимой благодаря шраддхе. Интеллекту не следует посягать на юрисдикцию Кришны. На Его сладостную волю невозможно оказать давление. Сладостная воля Кришны, Его независимость, не должна «загоняться в угол». Не нужно потворствовать интеллекту в этом. «Он – альфа и омега. Он способен творить и уничтожать». Это понимание поможет нам. Нам поможет шраддха, вера!
Харе Кришна.
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
(Шримад Бхагавад-гита: 4.34)
[«Обрети божественное знание посредством самопредания, вопрошания и служения».]
Парипрашна [искренне задаваемые вопросы] позволительны. Парипрашна подразумевает вопросы, которые помогают вере, это поиск истины с помощью веры. Таким образом, вопросы следует задавать лишь для того, чтобы способствовать вере. Внимая этому предостережению, мы попытаемся познавать, но следует понимать, что мы ограничены, а собираемся иметь дело с Безграничным. Об этом никогда не следует забывать – на любой стадии нашего поиска.
Харе Кришна Гаурахарибол Гаурахарибол Нитай Нитай.