Причина всех страданий
Мы продолжаем публиковать материалы из книги «Шаранагати»; в настоящей статье речь идёт об изначальной причине всех страданий и средствах от них избавиться.
бхулийа томаре, самсаре асийа,
пейе нана-видха вйатха
томара чаране, асийачхи ами,
балиба духкхера катха
(Шаранагати: 2.1)
бхулийа — забывая; томаре — о Тебе; самсаре — в материальном мире; асийа — приходя; пейе — переживая; нана — различные; видха — формы; вйатха — страдая; томара — Твой; чаране — у стоп; асийачхи — пришёл; ами — я; балиба — скажет; духкхера — горя; катха — история. [1]
(1) Забыв Тебя и придя в материальный мир, я претерпевал всевозможные страдания. Теперь я пришёл к Твоим стопам и поведаю Тебе историю моих горестей.
бхулийа-томаре… нана-видха вйатха: «Позабыв Тебя… претерпевая всяческие страдания». Опыт страданий в мире материи есть результат забвения Господа. Это явление описано в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, 20.117) и Шримад Бхагаватам (11.2.37):
кришна бхули сеи джива анади-бахирмукха
атаева майа таре дейа самсаради-духкха
«Когда джива, пребывая в сфере, лежащей за пределами времени и пространства, отворачивается от Кришны и забывает Его, то Майа делает её объектом различных страданий материального существования».
бхайам двитийабхинивешатах сйад
исад апетасйа випарйайо 'смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма
(Шримад-Бхагаватам 11.2.37)
"Под влиянием майи Господа, люди, стремящиеся к эгоистическому наслаждению и отвращающие свои лица от Господа, забывают о Господе, считают себя противоположностью своего истинного «я», и становятся жертвами страха. Поэтому мудрые должны служить Господу с чистой преданностью, зная Шри Гуру как проявление Господа, тождественное Ему, и высочайший объект их сердечной любви".
нана-видха вйатха: «Все виды страданий». Речь идёт о тройственном страдании (буквально, «обжигающем жаре») материального существования: адхйатмик-тап, страдания, вызванные собственным телом и умом; адхибхаутик-тап, страдания, вызванные другими дживами; и адхидаивик-тап, страдания, причиняемые полубогами и демонами.
Страдание, упоминаемое в этом стихе, также относится к пяти видами скорби (клеш): (1) авидйа: забвение своего истинного тождества в качестве вечной души и слуги Кришны; (2) асмита: отождествление себя с мирским эго, умом и телом; (3) абхинивеш: поглощённость опытом мирского существования; (4) раг: одержимость мирскими радостями и сопутствующими им факторами; и (5) двеш: отвращение к состоянию неудовлетворённости.