Призыв Блага
Продолжая публиковать материалы, посвящённые шаранагати, данной статьёй мы начинаем представлять материалы из книги «Шаранагати», сопровождаемые комментарием под названием «Свет Нежной Луны», который принадлежит Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Деву-Госвами Махараджу.
Шаранагати
Шрила Бхактивинод Тхакур
Мангалачарана
Призыв блага
шри-кришна-чайтанья прабху джибе доя кори'
сва-паршада свия дхама саха аватари [1]
шри-кришна-чайтанья – Шри Гаурасундар; прабху – Господь; дживе – обусловленным душам; доя – милость; кори' - являя; сва-паршада – Его спутники; свия – Его собственная; дхама – обитель; саха – с; аватари’– нисходя. [1]
(1) Проявляя милость к дживам, Шри Кришна Чайтанья Махапрабху нисходит со Своими спутниками и обителью.
Шри Лагху-чандрика Бхашья
Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа
(1) Шри-кришна-чайтанья: «Шри Кришна Чайтанья» – санньяса-имя Шри Гаурасундара. Сарвабхаума Бхаттачарья использует это имя в своих молитвах Господу:
калан наштам бхакти-йогам ниджам йах
прадушкартум кришна-чайтанья-нама
авирбхутас тасйа падаравинде
гадхам гадхам лийатам читта-бхрингах
(Шри Чайтанья-бхагават: Антья-лила, 3.123)
«Пусть шмель моего сердца вечно увеличивает свою привязанность к лотосным стопам Того, кто теперь явился, как «Шри Кришна Чайтанья», дабы возродить практику преданности Себе, которая стала утрачена под влиянием времени».
В Шри Чайтанья-бхагавате (Мадхья-лила, 28. 175 – 176, 181) описана церемония принятия Шри Гаурасундаром санньясы:
йата джагатере туми «кришна» болаила
караила чайтанья – киртана пракашила
этеке томара нама шри кришна чайтанья
сарвалока тома ’ хаите яте хаила дханья
[Шри Кешав Бхарати сказал:] «Ты вдохновил весь мир петь Имя «Кришна» и привёл каждого к жизни (чайтанья), начав движение санкиртаны. Поэтому Твоё имя будет Шри Кришна Чайтанья. Благодаря Тебе, вся вселенная обрела удачу».
хена мате саннйаса карийа прабху дханйа
пракашила атма-нама «шри кришна чайтанья»
«Так, Господь, во всей Своей славе, принял санньясу и явил Своё имя, «Шри Кришна Чайтанья».
сва-паршада: «Его спутники». Это значит, Его слуги, как указано в Шримад Бхагавад-гите (9.25):
йанти дева-врата деван питрин йанти питри-вратах
бхутани йанти бхутеджйа йанти мад-йаджино 'пи мам
"Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; поклоняющиеся предкам отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, появятся на свет в этих формах жизни; те же, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной".
дхама: «Обитель». Это значит, духовная обитель Господа. Кришна описывает Свою обитель в Шримад Бхагавад-гите (15.6):
на тад бхасайате сурйо на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мама
"Эта Моя высшая обитель не освещена ни солнцем, ни луной, ни огнём, ни электрическим светом. Те, кто достигает её, больше не возвращаются в материальный мир".
Шри Криша Чайтаньядев пришёл в этот материальный мир и принёс послание, суть которого такова: удача Шри Кришна-премы, божественной любви к Шри Кришне, аннулирующей четыре цели общепринятой религии, а именно, благочестие (дхарму, «религию»), богатство (атху), каму (наслаждение) и мокшу (освобождение), есть пятая и высшая цель человеческой жизни.
Шаранагати – единственное средство достижения высшей цели человеческой жизни. Дабы открыть эту истину дживам, заключённым в материальном мире, и явить процесс шаранагати, Шри Кришна Чайтаньядев низошёл Лично, со Своими вечными спутниками и божественной обителью, Шри Набадвип Дхамой. Он учил шаранагати Своей собственной практикой и проповедью, а также посредством практики и проповеди Своих достойных слуг. Впоследствии, один из Его преданных-спутников, Шрила Бхакти Винод Тхакур, подробно объяснил практику шаранагати, опираясь на анализ и описание частей и под-частей шаранагати, в своей книге с одноимённым названием.
До Шрилы Бхакти Виноды Тхакура другие ачарьи также много говорили о шаранагати. Фундаментальное учение о шаранагати содержится в Шримад Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам. Такое явление, как шаранагати, также хорошо известно в Шри-сампрадайе. Тем не менее, Шри Кришна Чайтаньячандра явил природу шаранагати уникальным образом; Он учил, что шаранагати есть лучшее средство достижения удачи божественного любовного служения (према-севы) Враджендра Нандану Кришне, который, следуя Своим прихотям, наслаждается жёнами пастухов Враджи, чья божественная форма является источником Абсолютной Истины. Ради того, чтобы широко распространить это прославленное учение о шаранагати, Шримад Бхакти Винод Тхакур призвал благословения этого в высшей степени великодушного источника всех Аватар, Шри Чайтаньячандру, вначале упоминая Его имя, и одновременно, утверждая тему своего трактата в призыве блага (мангалачаране).