Прогресс в направлении Истины
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж рассказывает о природе прогресса, в ходе которого отвергаются старые явления, однако принимаются новые.
Абсолют не может занимать любую второстепенную позицию. Он не в силах терпеть позицию второго по отношению к кому бы то ни было, поскольку Он абсолютен. Он не вторичен по отношению к кому бы то ни было, поэтому никакое «партнёрство» в Его случае немыслимо. «Я таков». В логике действует принцип: «по мере роста числа дополнительных значений, число побочных значений» уменьшается, и наоборот». Подобный принцип действителен и в религиозной сфере.
муктанам апи сиддханам нарайана-парайанах
(Шримад Бхагаватам, 6.14.5)
джнянибхйо ’пи мато ’дхиках, кармибхйаш чадхико йоги
(Шримад Бхагавад-гита, 6.46)
йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мам са ме йукта-тамо матах
(Шримад Бхагавад-гита, 6.47)
Постепенное развитие шраддхи: отвержение старых явлений и прогресс. Прогресс подразумевает отвержение старого, поэтому люди, которых интересует качество, не могут смешиваться с массами и стремиться к качествам или способностям, свойственным массам. Соответственно своей природе, они всегда пытаются достичь более высокого уровня. Они «беспощадны» в своём прогрессе, в своей тенденции отбрасывать устаревшее.
В то время как Юдхиштхир Махарадж шёл вперёд в своём махапрастхане (махапрастхан – букв. «великий уход», т. е. события, в ходе которых Пандавы покинули этот мир), то Драупади, Сахадев и Накул – все они пали, и задавались вопросом о причине этого: «Мы тесно связаны с тобой, Махарадж, а ты восходишь, тогда как мы падаем». Юдхиштхир Махарадж без оглядки шёл ввысь; он объяснил им, что у них есть изъяны, в силу которых они падают, поочерёдно: Драупади, Сахадев, Накул, Арджуна, Бхима. «Почему я падаю?» «Тебе был присущ такой-то и такой изъян, поэтому ты падаешь». Сам же Махарадж уверенно продвигался вперёд.
Следует ли нам считать это своего рода эгоизмом? Нет. На пути к истине это невозможно. Истину распространяет Он Сам. Истина не только целостна, но также, в силу самой своей природы, распространяет Себя, а я лишь могу способствовать этому процессу. Служа Ему, я намерен помочь Ему в этом деле. Это универсальное явление. На поверхностный взгляд, во внешнем смысле, это явление должно представляться чем-то очень узким, но, с учётом его качества, оно является универсальным.
В процессе анализа мы оставляем позади камень, землю, воду и приходим к эфиру, но эфир – начало более всеохватывающее, нежели земля. Такова градация: земля, вода, воздух; каждый последующий элемент более универсален. Таким образом, грубые начала остаются позади, и мы приближаемся к сукшме, тонкому началу. От тонкого – к ещё более тонкому, и, в известном смысле, в рамках подобного процесса в сфере нашего внимания оказываются всё новые и новые явления. Сваям Бхагаван Кришна, абсолютное благо, руководствующееся своими прихотями, стоит за любой формой истины, поэтому приближение к Нему внешне подразумевает отвержение, но внутренне оно носит объединяющий характер. Харе Кришна. Нитай Гаура.Данная публикация служит продолжением статьи «Никакого партнёрства».
Произнесено 16 января 1982.