Птицы-родственники
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о ценности общества садху.
«садху-санга», «садху-санга» – сарва-шастре кайа
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 22.54)
Все священные писания говорят нам: «Общайтесь с садху».
Пример того, какой важностью обладает подобное общение, приведён в священных писаниях. Однажды в джунглях родились две птицы, но в то время, когда они были птенцами и ещё не умели летать, одну птицу похитил разбойник, а другую забрал сын риши. Одна птица оказалась в доме дурного человека, а другая выросла в доме человека добродетельного. В этом доме, доме риши, все вели себя самым достойным образом. Всякий раз, когда приходил гость, обитатели дома говорили: «Добро пожаловать. Добро пожаловать. Пожалуйста, проходите и садитесь здесь», а затем просили окружающих: «Напоите его и омойте ему стопы». Птица, жившая в доме, слышала все эти речи и так научилась культурному поведению.
Другая птица тоже слышала и видела, как с гостями обращались в её доме. Там хозяева говорили: «Ты кто такой? А ну, прочь! Ты зачем пришёл? Ничего ты от нас не получишь, мошенник!»
У индийских садху есть традиция – приходить в дома семейных людей и просить еду. Так они живут, совершая медитацию, воспевание и т. д.
Однажды подобный садху пришёл в дом дурного человека в поисках подаяния. Стоило ему произнести «Харе Кришна» или что-то подобное, как кто-то ответил: «О! Что за бред? Ты кто такой? Убирайся из моего дома! Зачем ты сюда пришёл?» Вначале садху не мог понять, откуда исходят эти слова, но, присмотревшись, понял, что все эти гадости говорила некая птица. Он поразился и подумал: «Как это понимать?» Так или иначе, он покинул этот дом, и, проделав некоторый путь, достиг дома риши. Там другая птица поприветствовала его: «О! Посмотрите, кто пришёл! Добро пожаловать. Добро пожаловать. Пожалуйста, проходите и садитесь». Птица также обратилась к обитателям дома: «Пожалуйста, взгляните на нашего гостя. Пожалуйста, позаботьтесь о нём на славу».
Свами изумился, слыша это. Он подумал: «В предыдущем домея видел точно такую же птицу, но эта птица, в отличие от той, разговаривает так любезно…» Садху заметил этой птице: «Я видел другую птицу, в точности такую, как ты, в другом доме».
Птица отвечала: «Да-да, это моя сестра».
Садху спросил: «Что случилось? Ты разговариваешь со мной так любезно, и очень приветлива, но та птица вела себя иначе…» Тогда птица процитировала садху следующий стих:
матапй эка питапй эка ахам ча пара пакшино
ахам мунибхир анитас са чанито гавашанаих
ахам мунинам вачанам шриноми
гавашананам са шриноти вакйам
на тасйа дошо на ча ме гуно ва
самсаргаджа доша-гуна бхаванти
«О, садху, что мне сказать? У нас одни родители. Мы росли в джунглях, но в детстве моя сестра была похищена некими гавашанами [поедателями говядины], а я покинула родное гнездо с сыном этого муни. С тех пор я живу здесь, а она живёт там. Я постоянно слышу слова муни и его друзей, а моя сестра постоянно слышит речи гавашанов. Таким образом, здесь нет никакой моей заслуги, равно как и мою сестру не следует винить. Всё это объясняется качеством общения. Она общается с гавашанами, а я – с муни. Именно общество делает нас дурными или благими».
Итак,
садху-санге кришна-нама – эи матра чаи
самсара джините ара кона васту наи
(Шри Шри Према-виварта: 6.13)
Нет необходимости в целой «Ганге, полной писаний». Единственно, что необходимо – общаться с совершенными садху и воспевать Харе Кришна Махамантру. По словам Махапрабху, это цель жизни для души. Благодаря этому общению, души обретут всё, в чём нуждаются, и больше того – пристанище в мире трансцендентного служения. В том мире все реалии порождают счастье, радость, экстаз, очарование и красоту, и там душа обретает всё, благодаря служению Кришне. Такова слава общества садху.
Произнесено 17 июня 1993 г.