Раздавай нектар
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, каков непреложный долг всех преданных.
Ученик: Я чувствую, что в современном мире, в целом, и на Западе, в частности, мы должны дать людям возможность осознать, во-первых, существование, Бога; во-вторых, существование жизни после смерти; в-третьих, существование закона кармы (каждое действие влечёт за собой реакцию); в-четвёртых, ту истину, что всё, происходящее с нами в этой жизни, происходит в силу нашей кармы в предыдущей жизни; и, в-пятых, что в следующей жизни нам придётся столкнуться с последствиями наших поступков в текущей жизни. Подавляющее большинство людей, особенно на Западе, считает, мы пришли в этот мир впервые и никогда не вернёмся в него вновь. Таким образом, они пытаются постоянно наслаждаться жизнью, и именно эта тенденция служит причиной всех страданий: семьи распадаются, и людей интересуют исключительно они сами.
Шрила Шридхар Махарадж: Почему Вас интересует только западный мир? Многочисленные звери, насекомые, деревья находятся в аналогичном, или даже худшем, положении. Почему вы не испытываете к ним большую любовь? Почему вы сочувствуете только семье или стране, к которым принадлежите? Почему вы не сочувствуете тем, кто испытывает крайнюю нужду? Деревья и другие растения, и животные также являются душами (дживами), подобными нам. Ману-самхита утверждает… я думаю, что здесь Ману рыдает, говоря:
тамаса баху-рупена вештитах карма-хетуна
антах самджна бхавантй этэ сукха-духкха-саманвитах
(Ману-смрити: 1.49)
Рассказывая о творении, Ману, когда он доходит до создания деревьев и растений, говорит, что деревья и животные, в силу того, что покрыты оболочками, порождёнными их собственной дурной кармой, сейчас находятся в столь прискорбном положении. Некого винить в их нынешнем положении; оно является результатом их собственной кармы. Сукха-духкха-саманвитах: находясь в этом положении, они также испытывают чувства боли и наслаждения. Ману скорбит по ним, оплакивает их.
Таким образом, столь многие души страдают, находясь в столь критическом и беспомощном состоянии, но ваше внимание приковано лишь к определённому измерению. Что служит оправданием подобной позиции?
Ученик: Причина в том, что в судах, где рассматриваются дела как взрослых, так и детей, я постоянно вижу, что преступники, в большинстве своём, происходят из неполных семей.
Шрила Шридхар Махарадж: Если в некой местности люди голодают, а у вас есть пища, позволяющая их спасти, то, насколько это возможно, вы должны приложить максимум усилий к тому, чтобы раздавать пищу всем встречным. Аналогичным образом, вы должны давать что-то всем встречным душам, страдающим в материальном мире.
Вы должны давать им амритам, нектар. Какой амритам? «Ты не есть это тело; ты – душа, стоящая выше тела». Хотя кто-то может заниматься развратом, а кто-то – вести чистую жизнь, вполне возможно, что человек, ведущий чистую жизнь, может достичь высшего измерения позже, а человек, ведущий скверную жизнь, может вступить в это измерение раньше. Это возможно. С помощью подходящего лекарства даже самый безнадёжный пациент может выздороветь, прежде чем это случится с другим человеком, который кажется почти здоровым. Это возможно.
Таким образом, ваша ответственность будет состоять в том, чтобы, насколько это в ваших силах, распространять амриту, нектар, который вы обрели, и этим ваш долг исчерпывается. Вы будете кормить всех голодных. Что ещё вы можете сделать?
Когда я был главой Матха в Мадрасе, некий мадрасский факир задал мне вопрос: «Свамиджи, как вы помогаете нуждающимся? Миссия Рамакришны помогает столь многим людям, испытывающим нужду. Если эти люди умрут, кому вы станете рассказывать о Кришне? Прежде всего, вы должны помочь им выжить, а уже затем вы будете рассказывать им о Хари».
Я ответил ему: «Предположим, в период голода у меня есть некоторое количество пищи, и я раздаю её собравшимся вокруг меня людям. Если кто-то из толпы убегает, почему я должен прекращать раздачу пищи людям, которые её принимают, и преследовать убегающих джентльменов? Разве не должен я заниматься своим делом – раздачей пищи присутствующим? Что я должен делать? Из-за того, что один человек может умереть, должен ли я преследовать его, пренебрегая всеми остальными, принимающими мою помощь? Со всех сторон меня окружают люди, нуждающиеся в помощи, поэтому я не могу найти свободного времени, чтобы уделить его тем, кто убегает, а вокруг меня стоят столь многие, готовые принимать помощь».
Таким образом, если у вас есть нектар, если вы способны спасать других нектаром, то должны давать его любому, кого встретите. Таким должен быть ваш долг. С какой стати вам считать, что определённая группа должна его получить, и избегать остальных? Почему вы должны идти к ним и давать нектар только этим людям? Вы должны давать его всем, кого найдёте. В противном случае, вы будете достойны порицания; вы будете предвзяты. Ели вы свободны от предвзятости, то станете раздавать нектар всем, кто к вам приходит. Это ваш долг, ваша ответственность. Ваша совесть станет вам это диктовать. Вы будете пренебрегать одними людьми, и давать нектар только представителям определённой группы? Что служит оправданием подобным действиям?
Ученик: Нет оправдания.
Шрила Шридхар Махарадж: Шриман Махапрабху говорит:
йаре декха таре каха кришна-упадеша
(Шри Чайтанья-чаритамирита: Мадхья-лила, 7.128)
«Кого бы ты ни встретил, пытайся давать связь с Кришной, с центром, и эти люди будут спасены». Не следует проводить различия между тем или этим, хорошим или плохим, ребёнком или старым, мудрым или глупым, невежественным или каким-то ещё. Кого бы ты ни встретил, дари ему нектар. Это универсальная панацея. Любой, кто получит этот нектар, будет спасён; в каком бы положении они ни находились, если они примут его, то будут спасены. Этот нектар – в ваших руках, поэтому, кого бы вы ни встретили, подобно благотворителю, наделённому бескорыстным сердцем, дарите ему этот нектар, не будучи связаны предрассудками.
Если вы считаете, что нектар следует давать одному, а другой должен быть исключён, должен быть лишён нектара, то будет преступлением. С открытым сердцем вы должны помогать падшим, испытывающим величайшую нужду, вашим лекарством – нектаром. Вы должны быть чистосердечны.
Сознание Кришны поможет каждому безусловным и совершенным образом; это абсолютное лекарство.
бхидйанте хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани майи дриште ‘кхилатмани
(Шримад Бхагаватам: 11.20.30)
Что есть сознание Кришны? Бхидйанте хридайа-грантхих: в наших умах присутствуют узы, тысяч уз – «я хочу этого, того и столь многих других вещей» – все эти узы будут развязаны. Мы избавимся ото всех желаний; наша жажда будет утолена целиком и полностью, и все желания нас оставят. Чхидйанте сарва-самшайах: все наши сомнения в отношении истины уйдут.
В Упанишадах говорится,
йасмин джняте сарвам идам виджнатам бхавати
йасмин прапте сарвам идам праптам бхавати
«Если мы знаем Его, то всё познано. Если мы обретаем Его, то обретаем всё. Это Брахма (Абсолют)».
Также и в Бхагаватам содержится следующая аналогия:
йатха тарор мула-нишечанена
трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
татхаива сарварханам ачйутеджйа
(Шримад Бхагаватам: 4.31.14)
«Если мы поливаем водой корень, то всё дерево насыщается водой; если помещаем пищу в желудок, то всё тело насыщается». Аналогичным образом, если мы знаем Его, то знаем всё. Он занимает подобное – центральное – положение: Он является тотальной панацеей. У вас есть подобное лекарство, и, кому бы вы ни дали его, он будет полностью исцелён; он достигнет цели жизни. В этом отношении вы не должны быть скупцами; вы должны отдавать всё и быть свободными от предубеждённости. Кого бы вы ни повстречали, вы должны дарить им этот нектар, и эти люди будут полностью исцелены, а жизнь их увенчается вечным успехом. Подобное явление, столь ценное, есть у вас, так занимайтесь же свободным его распространением: когда бы ни возникал шанс раздать его, пользуйтесь им и продолжайте осуществлять эту миссию.
Произнесено 8 августа 1983 г.