Самопожертвование
Что есть сева? Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет её форму и суть.
Здесь [во Враджа Дхаме] всё обладает природой сознания. Мы не должны забывать, что сознание – фундаментальное начало в том мире. Но не только сознание присутствует там, но и настроение служения – это самый важный фактор. Без этого настроения невозможно войти в то измерение. Эксплуатация и отречение пребывают за пределами того измерения, а служение в согласии с законом занимает низшую часть того мира. Лишь настроение спонтанного служения, в той или иной форме, позволяет вступить в измерение Вриндавана, Враджи Дхама.
Проповедь нашего Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати, была направлена против имитации – он стремился избавить людей от оскорблений. Как правило, оскорбление происходит, когда имеет место быть имитация. Мы склонны демонстрировать окружающим свой «прогресс». Имитация Рупа-Санатана или иных чистых преданных высшего уровня предполагает пратиштху, стремление к славе и имени. Поэтому мы должны быть искренни с собой; нам не следует погрязать в подражательстве, с целью снискать репутацию и славу «преданного». То будет самообман. Дабы избавить нас этой участи, Гуру Махарадж пришёл в этот мир с планом служения Вайшнаву (планом организации системы, позволяющей дать широким массам доступ к такому служению, т. е. Гаудия Матха – прим. пер.).
В целом, Вайшнавы, живущие как отшельники (т. е., бабаджи – прим. пер.) никому не позволяют себе служить. Поэтому крайне редко можно получить возможность совершения Вайшнава-севы. Однако наш Гуру Махарадж организовал общество, в котором Вайшнавы служат друг другу, и в это служение вовлечены другие люди. В рамках этого общества каждый получает преимущество служения Вайшнаву, а также Вишну и Гуру. Таким образом, в миссии, в рамках упорядоченной жизни, в центре которой стоит эксклюзивное служение в Матхах, человек пользуется преимуществом служения под руководством высшего Вайшнава, имеет шанс быть вовлечённым в служение Вайшнаву. В таком обществе есть все благоприятные возможности.
Вайшнавы говорят нам: «Не пытайтесь поспешно достичь высшего уровня. Пытайтесь оставаться в низшей позиции. Обстоятельства и окружение помогут вам возвыситься. Не желайте занять более высокое положение. Окружение само позаботится об этом, и благодаря этому ваш прогресс будет носить естественный характер. Всегда пытайтесь уделять первостепенное внимание своей позиции. Очищайте своё сердце. Не пытайтесь очистить внешний аспект бытия (внешний, по отношению к вам, мир – прим. пер.). Внутренний аспект, самый глубинный аспект – вот что наиболее важно».
Пытайтесь обратить это внутреннее измерение вашего существа в сознание Кришны. Не занимайтесь демонстрацией своей, якобы, преданности Кришне. Вместо этого, направляйте всё свое внимание на сердце. Внешняя демонстрация не слишком пагубна, сама по себе, но, если в сердце присутствует аномалия, и она поднимет голову, то существует опасность, что воцарится хаос. Старайтесь очищать внутреннее глубинное измерение сердца, вашего существа. Таким образом, совершайте служение под руководством Вайшнава. Вы можете не понимать, что является служением, а что – нет, или где может существовать пратиштха, дух отречения, гнев или тонкая эксплуатация. Без остатка отдайте себя стопам подлинного Вайшнава и постарайтесь отдать себя в его распоряжение. Сторонитесь своего собственного эго. Отбросьте его и позвольте Вайшнаву трудиться в мастерской своего сердца, позвольте ему распоряжаться находящимися там предметами.
Вы не в силах понять, что есть подлинное служение: жертва.
нирматсаранам сатам
(Шримад Бхагаватам: 1.1.2)
[«Бхагават-дхарма предназначена для садху, лишённых зависти».]
Матсара [считающий себя самым важным] не в силах терпеть высокое положение других: «Почему я не занимаю лучшее положение?» Это самый опасный враг в данной кампании. Поэтому, не доверяйте себе. Не верьте своему «я». Скорее, доверяйте Вайшнаву, Гуру и позволяйте им распоряжаться собой. Таким образом, вы будете обретать всё большее и большее благо.
Гуру – ваш владелец. Джива Госвами рисует такую картину: «Викритасйа йатха пасох: считай себя купленным животным, которое использует его владелец. «Я – животное, купленное моим Владыкой, моим Гурудевом. Он может использовать меня так, как Ему угодно».
Умереть, чтобы жить. Благодаря этой жертве мы можем жить в самом тонком, вечном измерении, откуда мы никогда не будем изгнаны и где не подвергнемся враждебному обращению. Наш Гуру Махарадж всячески подчёркивал следующее: необходимо знать, что есть подлинное служение. Какова природа того измерения? Вопрошай о природе этого высочайшего измерения, этого спонтанного потока служения Абсолюту. Это поток, лежащий в основе бытия. Это самый фундаментальный поток всего бытия, и он непреодолим и беспричинен. От тебя хотят, чтобы ты установил связь с этим измерением, и лишь самая сокровенная часть твоего существа, твоя душа, может быть обитателем того мира.
Назад к Богу, назад домой.
Обратно к Богу, обратно домой.
Там концепция Бога как Кришны присутствует самым фундаментальным, самым тонким образом: поток любви, красоты и гармонии. Если вы сумеете найти там своё «я», тогда все грубые «одеяния» можно будет отвергнуть. Вы должны ждать своего часа.
Назад к Богу, обратно домой.
Это самое важное. Призывать Имя, поклоняться Божеству, слушать лекцию, петь и танцевать – всё это формы. Всё это может быть служением, но, для того, чтобы эта деятельность была служением, абсолютно необходима связь с этим измерением. Без этой связи любая практика в рамках вышеназванных форм будет подобна стрельбе холостыми патронами. То будет безжизненная форма, лишённая духа. Дух – это служение. Настроение служения, жертвы, «умереть, чтобы жить» – вот самое важное.
1:
чинтам курйан на ракшайаир викритасйа йатха пасох
татхарпайан харау дехам вирамедасйа ракшанат
(Шри Бхакти-расамрита-синдху: 1.2.195)
«Как хозяин животного не беспокоится о его судьбе, когда животное продано, так и не заботится о своих нуждах тот, кто вручил себя Верховному Господу».