Шарал Вайшнавата
Биография Шрипада Дамодара Махараджа, составленная по воспоминаниям Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа и других преданных.
Сегодня в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Набадвипе был проведён фестиваль в честь ухода Шрипада Бхакти Дайиты Дамодара Махараджа. По этому случаю была составлена короткая биография – по воспоминаниям Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа, Шрипада Бхакти Прапанны Тиртхи Махараджа и Шрипада Махананды Прабху Бхакти Ранджана.
Шрипад Дамодар Махарадж родился в округе Надия в Бенгалии, в районе Бетува Бахири. Преданные из местного Гаудия Матха наносили ему визит раз в неделю, и он с энтузиазмом жертвовал деньги, плоды и цветы. В 1970-ые годы, будучи средних лет холостяком, коммерсантом, он начал посещать Шри Чайтанья Сарасват Матх. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж полюбил его и инициировал, дав ему имя Субал Сакха Прабху. Шрила Шридхар Махарадж постепенно начал вдохновлять его оставить его работу и присоединиться к Храму. Во второй половине 70-ых годов Прабху сделал это. В начале Шрила Шридхар Махарадж дал Субалу Сакхе Брахмачари положение храмового казначея, обычно известное как «бхандари». Его долг состоял в том, чтобы заботиться обо всех запасах продуктов и овощей в Храме – хранить их должным образом и использовать исключительно в служении Хари, Гуру и Вайшнаву. Со временем он зарекомендовал себя очень достойным человеком и оказался надёжным слугой, с верой исполнявшим указания Шрилы Шридхара Махараджа.
Спустя несколько лет, в то время, когда западные преданные начали часто бывать в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Набадвипе, Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж решили, что будет благом учредить центр в Колкате, чтобы помогать преданным, приезжавшим в Матх и покидавшим его. Они избрали Субала Сакхи Прабху своим слугой. С энтузиазмом восприняв указание Шри Гуру, Субал Сакха Брахмачари доставил всё необходимое для будущего центра из Набадвипа и поселился в арендованном доме за бисквитной фабрикой в райне Улта Ганга в Колкате. Живя там, он стал искать достойное место для будущего центра Шри Чайтанья Сарасват Матха. Со временем подходящее место было найдено в Дам Дам Парке, и Шрила Говинда Махарадж купил эту землю на имя Субала Сакхи Брахмачари, демонстрируя то доверие, которое он испытывал к Субалу Сакхе. Позже другие члены Матха стали присоединяться к Субалу Сакхе в Колкате, и вместе они проповедовали, собирали пожертвования и принимали в гостях паломников, приезжавших в Набадвип и уезжавших из него.
В то время, когда он жил в Дам Дам Парке, Шрила Шридхар Махарадж иногда посылал Субала Сакху привезти Шрилу Говинду Махараджу из Колкаты в Набадвип. Шрила Говинда Махарадж не раз вспоминал, как Субал Сакха приходил к нему, сообщая, что Шрила Гуру Махарадж зовёт его в Набадвип, а затем ждал до полуночи, если было необходимо, чтобы доставить его на место. Шрила Говинда Махарадж вспоминал: «Субал Сакха Прабху был настолько напорист, что я не мог отказать ему. Он не уходил без меня. Он ждал до полуночи, если было нужно, чтобы привезти меня. Всё, что Гуру Махарадж говорил ему, он исполнял, так или иначе».
Позже Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж решили построить ашрам в Пури. Они вновь сначала послали Субала Сакху Брахмачари, чтобы тот подыскал подходящее место. Он жил там какое-то время в арендованном доме и работал над созданием ашрама. Со временем ашрам возник, и другие преданные приехали, чтобы заниматься его поддержанием. Субал Сакха Брахмачари был поставлен во главе храма Шрилы Говинды Махараджа в Хапанийе. Там Субал Сакха с энтузиазмом заботился о Храме, построил стены вокруг Храмовых прудов и возделывал землю Храма.
В 1990, спустя полтора года после ухода Шрилы Шридхара Махараджа, в годовщину принятия санньясы Шриманом Махапрабху, Шрила Говинда Махарадж посвятил Субала Сакху Брахмачари Прабху в орден триданди–санньяси и дал ему имя Шрипад Бхакти Дайита Дамодар Махарадж. Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж и Шрипад Бхакти Сваруп Триданди Махарадж получили посвящение в тот же самый день.
Впоследствии, Шрипад Дамодар Махарадж служил в качестве казначея Шри Чайтанья Сарасват Набадвипа. Он тщательно берёг средства Матха и своим примером показывал, что можно жить полноценной жизнью, имея лишь самое необходимое. Спя на соломенной подстилке с кирпичом в качестве подушки, он вдохновлял других отказываться от одержимости удобствами.
После того, как Шрила Говинда Махарадж приобрёл землю в Каикхали, Шрипад Дамодар Махарадж с энтузиазмом приступил к служению строительства Храма там. Благодаря его качествам лидера, усердию и энтузиазму, Храм был построен. Он возглавлял тамошний Матх на протяжении многих лет и заботился обо всех нуждах и потребностях, будучи прекрасным руководителем. Он хорошо готовил и с любовью раздавал прасадам преданным. Он блестяще организовывал многочисленные фестивали, и гости часто были впечатлены атмосферой преданности, которую чувствовали на проводимых им фестивалях.
Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж вспоминает, как однажды он помогал Шрипаду Дамодару Махараджу проводить фестиваль в Каикхали. В то время, когда шло приготовление пищи, оказалось, что не было достаточного запаса зелёных перцев чили. Когда Шрила Ачарья Махарадж вернулся с зелёными чили, то Шрипад Дамодар Махарадж потребовал у него: «Где чек?» Шрила Ачарья Махарадж часто со смехом рассказывает эту историю о том, как ревностно Шрипад Дамодар Махарадж заботился о собственности Хари, Гуру и Вайшнава.
Со временем, когда Шрипад Дамодар Махарадж постарел и стал немощен, Шрила Говинда Махарадж перевёл его обратно в Набадвип. Когда Шрипад Дамодар Махарадж вернулся, он прибыл с большим, тяжёлым пластиковым мешком. Шрила Говинда Махарадж спросил у него, что в мешке, и Шрипад Дамодар открыл его и сказал: «Более ста тысяч рупий в монетах».
Шрила Говинда Махарадж рассмеялся и спросил: «Где Вы взяли эти деньги?»
Шрипад Дамодар Махарадж отвечал: «Это те деньги, которые клали в ящик для пожертвований в пору моего служения в качестве менеджера Каикхали Матха».
Примерно в то время, когда Шрипад Дамодар Махарадж поселился в Матхе, его брат дал ему пять тысяч рупий (эта сумма была медицинской страховкой Махараджа), и Шрипад Дамодар Махарадж положил эти деньги на счёт, благодаря чему сумма возрастала вдвое каждые несколько лет. Шрипад Дамодар Махарадж хранил эти деньги в банке в течение двадцати лет с лишним лет, и, в конце концов, передал Шриле Говинде Махарадже больше ста тысяч. Шрила Говинда Махараджа вновь удивился и спросил: «Где Вы взяли эти деньги?»
Шрипад Дамодар Махарадж объяснил, каким образом он сохранил деньги на счету, но никогда не желал использовать их для себя. Даже в последние дни, когда он страдал от ухудшающегося здоровья, Шрипад Дамодар Махарадж никогда не оставлял себе ни копейки. Шрила Ачарья Махарадж вспоминает, как за десять дней до своего ухода, Шрипад Дамодар Махарадж пришёл к нему и буквально навязал только что полученное им пожертвование. Шрила Ачарья Махарадж просил его сохранить деньги и потратить их на лечение, но Шрипад Дамодар Махарадж отказался.
В свои последние дни Шрипад Дамодар Махарадж обитал в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Набадвипе и совершал служение, насколько позволяло здоровье. Он посещал арати, киртаны и лекции каждое утро и вечер, и каждый день, во второй его половине, давал лекцию по Шримад Бхагаватам. Хотя не всегда Махарадж пел мелодично, преданные видели, что Шрила Говинда Махарадж, очарованный настроением преданности Шрипада Дамодара Махараджа, посещал многие арати, которые вёл Шрипад Дамодар Махарадж. Когда его здоровье уже не позволяло ему принимать участие в сидячих киртанах и классах в Храме, он по-прежнему совершал джапу, обходил Храмы и постоянно предлагал поклоны. Кроме того, поддерживал сад Туласи позади своего жилища и заботился о Туласи на территории Храма. Даже в последний год жизни Шрипад Дамодар Махарадж каждый день принимал участие в Шри Набадвип Дхам Парикраме, и так же, как он это делал из года в год, скорым шагом шёл впереди всей группы.
После того, как Шрила Говинда Махарадж покинул мир, Шрипад Дамодар Махарадж продемонстрировал свою верность Шриле Говинде Махараджу и Шриле Шридхару Махараджу, искренне и с радостью следуя Шриле Ачарье Махараджу. Он печалился, видя трудности в Матхе, и демонстрировал свою сердечную привязанность к Миссии Шрилы Гуру Махараджа заботой о сохранении единства и наставнической линии. Когда здоровье ему позволяло, Шрипад Дамодар Махарадж каждый день приходил к Шриле Ачарье Махараджу, чтобы предложить ему полные поклоны. Относясь к Шриле Ачарье Махараджу как к своему Гуру, он молил Махараджа о благословениях. Так Шрипад Дамодар Махарадж показывал себя искренним последователем Рупануга-дхары и учил всех тому, как следовать представлению Шрилы Сарасвати Тхакура, согласно которому служение Шри Рупанугам подразумевает служение их наставлениям (а не следование своим прихотям).
В свои ранние годы он бывал временами суров, в поздние годы стал очень мягок и сладостен, а также выражал глубокое чувство Вайшнавского смирения. Со слезами в глазах он брал за руки преданных и просил их благословить его, с тем, чтобы он мог служить Шриле Гуру Махараджу. Иногда он горько плакал, потому что более не мог физически совершать служение. Он искренне, во всеуслышание спрашивал снова и снова: «Ждёт ли меня удача?» В конце жизни, после того, как он перенёс инсульт и испытывал ментальные трудности, Махарадж жалел о том, что не может стабильно воспевать Святое Имя. Так он испытывал жажду предавшейся души, которую Шрила Бхакти Винод Тхакур описал в Шаранагати. В последнюю неделю своей жизни он был прикован к постели и не мог говорить, однако не выпускал из рук чётки и не позволял забирать их. Он попросил, чтобы фото Шрилы Гуру Махараджа поместили рядом с его кроватью, и, в конце концов, покинул мир на рассвете в 3.30 утра 19 сентября 2012 (21 Падманабха, Гаура Панчами, 527 Гаурабды), воспевая Святое Имя и смотря на Шрилу Гуру Махараджа.
Никто никогда не видел, чтобы Шрила Шридхар Махарадж или Говинда Махарадж выражали чувство недовольства Шрипадом Дамодаром Махараджем. Они всегда считали его одним из своих искренних и верных последователей. Шрила Шридхар Махардж продемонстрировал свою веру в Шрипада Дамодара Махараджа, назначив его одним из ответственных за выполнение его последней воли. Все видели, как Шрила Говинда Махарадж питал особую любовь к Шрипаду Дамодару Махараджу и демонстрировал это чувство всякий раз, когда встречал Махараджа.
Шрипада Дамодара Махараджа будут помнить за его ответственность, честность, верность и искренность. Он был небольшого роста и тихого нрава, но был очень сильной личностью. Его простота и верность учат нас тому, что мы нуждаемся лишь в одном – в стремлении к самому малому служению. Даже самое «незначительное» служение, совершаемое простосердечно и с любовью, способно привести к совершенству.
В большинстве своём, западные люди знали Махараджа на заключительном этапе его жизни, когда физически он был немощен, но люди, знавшие его в молодости, с любовью вспоминают его активный склад и лидерские качества. Его жизнь – живой пример каждому; пример того, что полное само-предание Шри Гуру и Вайшнаву не только возможно, но и может быть практически осуществлено. Его жизнь демонстрирует истинность обещания Шри Кришны в Шримад Бхагавад-гите:
ананйаш чинтайанто мам йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам йога-кшемам вахамй ахам
(Шримад-Бхагавад-гита: 9.22)
«Я обеспечиваю всем необходимым Моих непреклонных преданных, которые медитируют исключительно на Меня и служат Мне во всех отношениях».
Шрипад Дамодар Махарадж никогда не эксплуатировал собственность Матха. Он принимал из Матха ровно столько, сколько было необходимо ради осуществления самых насущных жизненных нужд. Его глубокая вера в нашу Гуру-варгу и защиту Господа – урок каждому. Он думал исключительно о служении Матху, и его жизнь – это свидетельство того, что Хари, Гуру и Вайшнав воистину хранят предавшуюся душу. Шрила Бхакти Винод Тхакур описал подобную душу в Шаранагати:
ниджера пошана, кабху на бхавиба,
рахиба бхавера бхаре
бхакати-винода, томаре палака,
балийа варана каре
(Шаранагати: 19.5)
«Он никогда не станет заботиться о своих нуждах; он всегда будет оставаться в убежище привязанности к Господу, приняв Господа своим защитником».
Шрипад Дамодар Махарадж показал, как практиковать Рупануга-бхакти в линии Шрилы Сарасвати Тхакура, и своей жизнью олицетворял одно из самых широко известных наставлений Шрилы Сарасвати Тхакура.
"ашакти-рахита" "самбандха-сахита"
вишайа-самуха сакали "мадхава"
(Вайшнава Ке?: 12)
«Всё принадлежит Мадхаве. Следует отречься от всего, но связывать всё с Господом».
Шрипад Дамодар Махарадж – образцовый последователь Шри Чайтанья Сарасват Матха и все преданные Матха по всему миру смиренно стремятся обрести качества верности и искренности, с которыми он служил нашей Гуру-варге.
крипа кари’ кришна море дийачхила санга
сватантра кришнера иччха – каила санга-бханга
(Шри Чайтанья-чаритамрита: Антья-лила, 11.94)
«Кришна милостиво дал нам его общество, но независимая воля Кришны теперь отняла его у нас».
Сейчас преданные испытывают печаль, утратив его общество, но они также счастливы, видя, как он избавился от своих физических мучений, и радуются, думая о светлом будущем, которое ждёт его в измерении заботы наших божественных Хранителей. Видя любовь, которую Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев питали к нему, видя его простое, искреннее сердце, видя его естественную веру и любовь, мы убеждены в том, что его духовное будущее будет славным, и мы молимся о подобной удаче в нашей собственной жизни.
шримат-прабху-падамбоджа-мадхупебхйо намо намах
трипйанту крипайа те ’тра прапанна-дживанамрите
(Шри Шри Прапанна-дживанамрита: 1.4)
«Мы вновь и вновь предлагаем поклоны пчёлам, пьющим нектар лотосных стоп нашего Божественного Наставника. Пусть он милостиво будет удовлетворён нектаром в жизни предавшейся души (Прапанна-дживанамритой)».